Рекомендации участников заседания «круглого стола» на тему «О соблюдении требований безопасности при эксплуатации магистральных газопроводов и соблюдении зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов

на территориях муниципальных образований Самарской области»

27 февраля 2020 года                                                                              г.о. Самара

Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений  в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» (далее — Федеральный закон) внес существенные нововведения в установление правового режима зон с особыми условиями использования территорий. Указанные изменения коснулись, прежде всего, норм Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также ряда других федеральных законов, регламентирующих смежные отношения.

Законодатель конкретизировал виды зон с особыми условиями использования территорий, определил порядок их установления и правовые последствия, связанные с установлением таких зон.

Кроме того, предусмотрены переходные положения для установления (признания) охранных зон, установленных до дня официального опубликования Федерального закона, особенности их установления в отношении объектов капитального строительства (трубопроводов), построенных задолго до принятия указанного Федерального закона, а также порядок и особенности реализации последствий, связанных с их установлением.

В то же время следует признать, что на сегодняшний день реализация обновленных положений в части зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов (далее — ЗМР МГ, МР МГ) затруднена ввиду отсутствия необходимых правовых основ (до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждено положение о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов), неоднозначного толкования требований Федерального закона, а также отсутствия правоприменительной практики по ряду норм.

К числу зон с особыми условиями использования территорий  прямо отнесены и МР МГ.

Несмотря на активно меняющееся законодательство Российской Федерации, ЗМР МГ, существование которых регламентировано с 60-х годов ХХ века, остались в неизменном виде и продолжают выполнять основную функцию — обеспечение безопасности жизнедеятельности населения при транспортировке газа по магистральным газопроводам.

Протяженность магистральных газопроводов и газопроводов-отводов на территории Самарской области составляет 3039,1 км. Все трассы газопроводов и площадок газораспределительных станций были выбраны в соответствии с действовавшими требованиями на момент их проектирования и строительства. Все объекты, входящие в Единую систему газоснабжения, были введены в эксплуатацию согласно установленным требованиям, право собственности ПАО «Газпром» зарегистрировано  в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Эксплуатирует указанные объекты на территории Самарской области общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Самара» (далее — Общество).

В 2006 году Обществом в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области были направлены карты-схемы линейных объектов, расположенных на территории Самарской области.

В 2008 году в ходе совещания о потенциальной опасности нарушений охранных зон и МР МГ и газораспределительных станций (далее — ГРС), проведенного при поддержке Правительства Самарской области, представителям всех муниципальных районов и городских округов  в Самарской области вручены карты с отображенными МГ и ГРС с указанием минимальных расстояний.

В 2012 году в министерство строительства Самарской области направлена информация о линейной части магистральных газопроводов и иных объектов, входящих в их состав, с указанием охранных зон и ЗМР МГ.

С муниципальными образованиями в Самарской области, начиная  2008 года заключены Соглашения о порядке использования земель муниципальных образований, находящихся в охранных зонах, границах МР МГ и санитарно-защитных зонах от объектов магистральных газопроводов  и газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Самара», которые перезаключались в периоды 2012–2014 и 2018–2019 годов.

Вместе с тем в последние годы намечается тенденция увеличения числа нарушений ЗМР МГ, допускаемых собственниками земельных участков, предоставления органами местного самоуправления и органами исполнительной власти Самарской области земельных участков в ЗМР МГ, в том числе в рамках реализации национальных и крупных инвестиционных проектов.

Еще в 2014 году в рамках заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности Президентом Российской Федерации В.В.Путиным было отмечено: «Следует внимательно следить за тем, что происходит в области технологической безопасности. Нужно уделять этому необходимое внимание и, безусловно, обеспечить технологическую безопасность газотранспортной инфраструктуры».

В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения  и промышленной безопасности ЗМР МГ обеспечивают безопасные расстояния в случае возможных аварий на МГ и ГРС, которые являются опасными производственными объектами ввиду наличия совокупности опасных производственных факторов перекачиваемой среды, а именно  взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого газа. Расстояния, регламентированные «СНиП 2.05.06-85*. Строительные нормы и правила. Магистральные трубопроводы», утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 № 30, и отраженные в действующем в настоящее время «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», утвержденном Приказом Госстроя от 25.12.2012 № 108/ГС, являются не просто расчетными, а экспериментальными, то есть подтвержденными реальными и модельными аварийными ситуациями на МГ.

В сфере осуществления градостроительной деятельности, устойчивого развития территорий требования о соблюдении ЗМР МГ обеспечивают выполнение двух основополагающих принципов законодательства о градостроительной деятельности:

  • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
  • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В сфере земельного законодательства ЗМР МГ устанавливают собственникам земельных участков ограничения по их использованию: невозможность строительства, ограничение по размещению сельскохозяйственных ферм и огороженных участков для организованного выпаса скота и т.п.

Системный анализ норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что государство не смягчает, а ужесточает требования в области технологической безопасности магистрального транспорта газа, демонстрируя тем самым неизменность государственной политики в этой сфере, направленной на защиту безопасной жизнедеятельности населения.

Не менее острой является проблема недобросовестных собственников (землепользователей), злоупотребляющих правом и не допускающих эксплуатирующую магистральные газопроводы организацию к проведению капитального ремонта МГ либо устанавливающих плату за пользование земельным участком, несоразмерную рыночной стоимости.

Обсудив проблемы, возникающие при реализации на практике норм законодательства в сфере соблюдения МР МГ, участники заседания «круглого стола»

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Самарской Губернской Думе:

проводить работу по изучению возможности подготовки в рамках имеющихся полномочий проектов нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере правового регулирования при поступлении предложений от правоприменителей.

2. Правительству Самарской области:

2.1. Рассмотреть возможность:

  • определения органа исполнительной власти Самарской области, уполномоченного на взаимодействие с органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления по соблюдению требований законодательства в сфере безопасной эксплуатации трубопроводного транспорта на территории Самарской области;
  • разработки комплекса мер, препятствующих появлению в зонах минимальных расстояний магистральных газопроводов недобросовестных землепользователей на землях сельскохозяйственного назначения;
  • установления с учетом особенностей, предусмотренных законодательством, порядка определения ставок арендной платы  в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов;
  • разработки и утверждения методических рекомендаций по порядку приемки земельных участков после рекультивации в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель»;

2.2. Обеспечить осуществление проверки правильности нанесения охранных зон и зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов и газораспределительных станций в материалах по обоснованию документов территориального планирования муниципальных образований в Самарской области с обязательным составлением двусторонних актов с ООО «Газпром трансгаз Самара»;

2.3. Обеспечить проведение обучающих семинаров с представителями муниципалитетов в целях соблюдения требований федерального законодательства по соблюдению охранных зон и зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов.

3. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области:

3.1. Отображать в материалах по обоснованию документов территориального планирования охранные зоны и зоны минимальных расстояний до магистральных газопроводов и газораспределительных станций в качестве зон с особыми условиями использования территорий;

3.2. Информировать юридических и физических лиц при предоставлении земельных участков об обременении этих земельных участков охранными зонами и зонами минимальных расстояний до магистральных газопроводов и газораспределительных станций, а также о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа персонала организаций, осуществляющих эксплуатацию магистральных газопроводов, к оборудованию опасного производственного объекта, а также соблюдения требований Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9 (далее — Правила № 9), Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017  № 1083 (далее — Правила № 1083);

3.3. Использовать земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена и попадающие в охранные зоны магистральных газопроводов и газораспределительных станций, с учетом требований Правил № 9, Правил № 1083, СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы» (далее — СП 36.13330.2012);

3.4. Использовать земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена и попадающие в зоны минимальных расстояний
до магистральных газопроводов и газораспределительных станций, с учетом требований СП 36.13330.2012 с совместным определением с ООО «Газпром трансгаз Самара» размеров минимальных расстояний для каждого случая индивидуально;

3.5. Требовать от юридических и физических лиц до начала использования земельного участка, обремененного охранными зонами и зонами минимальных расстояний до магистральных газопроводов  и газораспределительных станций, получение в ООО «Газпром трансгаз Самара» технических условий и заключения о возможности проведения каких-либо работ в этих зонах;

3.6. Органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области, не заключившим соглашения о порядке использования земель муниципальных образований, находящихся в охранных зонах, границах минимальных расстояний и санитарно-защитных зонах от объектов магистральных газопроводов и газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Самара», заключить такие соглашения;

3.7. Осуществлять контроль за соблюдением требований земельного законодательства в отношении земельных участков, на которых размещены газопроводы и иные трубопроводы аналогичного назначения, их конструктивные элементы в рамках осуществления муниципального земельного контроля.

4. Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Самара»:

4.1. Принимать меры для обеспечения минимальных расстояний  от магистральных газопроводов до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений согласно СП 36.13330.2012 в рамках установленных функций;

4.2. Осуществлять периодическое оповещение предприятий, организаций и населения, находящихся в районах прохождения газопроводов, о необходимости выполнения требований Правил № 1083;

4.3. Вести разъяснительную работу с населением с использованием средств массовой информации по вопросам о необходимости соблюдения охранных зон МГ и ЗМР МГ;

4.4. Выполнять периодические осмотры и обследования магистральных газопроводов и их сооружений для определения технического состояния, соблюдения охранной зоны и зон минимальных расстояний, отвечающих требованиям Правил № 9, Правил № 1083 и СП 36.13330.2012;

4.5. Использовать рекомендации ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области о порядке внесения в ЕГРН сведений о границах зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов.

27 февраля 2020 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться