Рекомендации участников заседания «круглого стола» на тему «О практике применения законодательства в сфере обращения животными без владельцев» 23 января 2020 года

г.о. Самара

В декабре 2018 года принят Федеральный закон № 498-ФЗ  «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными, регламентирует требования к содержанию и использованию животных, устанавливает требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

В новом законе появилось важное положение, которое ранее не отражалось ни в одном правовом акте: животные — это существа, способные испытывать физические страдания и эмоции. Животные должны быть защищены от жестокого обращения, а пропаганда жестокого обращения с животными и призывы к жестокому обращению с ними — запрещены.

Особое место в сфере защиты животных отводится на сегодняшний день защите животных без владельцев. Необходимость гуманного обращения с бездомными животными отмечена в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации еще  1 декабря 2016 года: «Важно, чтобы гражданское общество активно участвовало и в решении таких задач, как создание гуманной системы обращения с бездомными животными».

В Самарской области действует Закон Самарской области от 10 мая 2018 года № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев».

В соответствии с указанным Законом Самарской области органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, включающими в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места  их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам  или наступления естественной смерти таких животных.

Обсудив проблемы, возникающие при реализации на практике норм законодательства в сфере обращения с животными без владельцев, участники заседания «круглого стола»

РЕКОМЕДУЮТ:

1. Самарской Губернской Думе продолжить работу по подготовке законодательных инициатив, направленных на установление административной ответственности за нарушение запретов и ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 498-ФЗ);

2. Правительству Самарской области:

2.1. Рассмотреть возможность:

  • установления расходного обязательства Самарской области   по предоставлению субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по организации приютов для животных, оказанию ветеринарных услуг по стерилизации и вакцинации домашних и условно домашних животных в качестве основного метода сокращения численности животных без владельцев и профилактики бешенства;
  • внесения изменений в Порядок определения норматива расходов на выполнение государственных полномочий Самарской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Самарской области, утверждённый постановлением Правительства Самарской области от 20 сентября 2018 года № 561, в части пересмотра коэффициента 0,5 к нормативу расходов при осуществлении эвтаназии животных без владельцев в сторону снижения;

2.2. Обеспечить проведение обучающих семинаров с представителями приютов, добровольцами (волонтёрами) в целях подготовки документов для получения ими грантов как социально ориентированными некоммерческими организациями на реализацию социальных проектов, направленных  на реализацию основных принципов обращения с животными, закреплённых Федеральным законом № 498-ФЗ;

2.3. Обеспечить совместно с местными администрациями городских округов и муниципальных районов Самарской области подготовку и внесение соответствующих изменений в законодательство Самарской области, направленных на определение региональных нормативов градостроительного проектирования Самарской области в части установления предельных значений расчётных показателей территориальной доступности площадок для выгула и (или) дрессировки животных  и обеспеченности такими площадками населения Самарской области;

3. Департаменту ветеринарии Самарской области:

3.1. Продолжить работу по созданию межмуниципальных приютов для животных на базе подведомственных департаменту учреждений;

3.2. Учитывать сложившуюся стоимость услуг по вакцинации, стерилизации и лечению животных, а также длительность сроков содержания животных при подготовке предложений Правительству Самарской области по ежегодному определению норматива расходов на выполнение органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области государственных полномочий Самарской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Самарской области;

3.3. Рассмотреть возможность внесения изменений в ведомственную целевую программу «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Самарской области» на 2019-2021 годы», утверждённую приказом  департамента ветеринарии Самарской области от 26 декабря 2018 года № 536-П, в части дополнения задачи 3 «Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» целевыми индикаторами о количестве стерилизованных, вакцинированных, а также возвращённых на места отлова животных без владельцев;

4. Органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области:

4.1. Проводить работу по выявлению действующих на территории муниципальных образований приютов для животных;

4.2. Размещать на своих официальных сайтах в сети «Интернет» информацию:            

  • о действующих на территории муниципальных образований приютах для животных;
  • об исполнителях контрактов, заключаемых для обеспечения реализации полномочий в сфере обращения с животными без владельцев;

4.3. Проводить разъяснительную работу среди населения, представителей приютов, общественных инспекторов в области обращения с животными, добровольцев (волонтёров) относительно способов и методов, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами  и контрактами, заключаемыми для обеспечения реализации полномочий в сфере обращения с животными без владельцев;

4.4. Привлекать представителей приютов для животных, общественных инспекторов в области обращения с животными, добровольцев (волонтёров) к участию в мероприятиях по отлову животных без владельцев;

4.5. Подготовить и направить до 1 июня 2020 года в комитет Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению в целях дальнейшей отработки с департаментом ветеринарии Самарской области предложения
по внесению изменений: 

  •  в Порядок организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Самарской области, утверждённый постановлением Правительства Самарской области от 14 июня 2018 года № 327 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 5 декабря 2019 года № 886) (далее — Порядок № 327);
  •  в Порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Самарской области, утверждённый постановлением Правительства Самарской области от 9 января 2020 года № 4 (далее — Порядок № 4);

4.6. Обеспечить совместно с общественными формированиями (органы территориального общественного самоуправления, советы микрорайонов, советы многоквартирных домов) информирование населения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих мероприятия по отлову животных без владельцев на основании контрактов, заключаемых для обеспечения реализации полномочий в сфере обращения с животными без владельцев;

4.7. Разрабатывать и реализовывать с участием представителей приютов для животных, общественных инспекторов в области обращения  с животными, добровольцев (волонтёров) мероприятия по просвещению населения в сфере ответственного обращения с животными;

4.8. Обеспечить подготовку и утверждение:

  • изменений в правила благоустройства территорий муниципальных образований, направленных на определение порядка и условий пользования площадками для выгула и (или) дрессировки животных;
  • изменений в правила землепользования и застройки, направленных
  • на закрепление вида разрешённого использования земельных участков «Приют для животных» на картах правового зонирования территорий муниципальных образований;
  • минимально допустимого уровня значений территориальной доступности площадок для выгула и (или) дрессировки животных и обеспеченности такими площадками населения соответствующего муниципального образования в Самарской области в местных нормативах градостроительного проектирования;

5. Общественной палате Самарской области, общественным палатам муниципальных образований в Самарской области с участием представителей приютов для животных, общественных инспекторов
в области обращения с животными, добровольцев (волонтёров):

5.1. Обеспечить систему постоянного мониторинга практики применения Федерального закона № 498-ФЗ, Порядка № 327, Порядка № 4, Порядка проведения мониторинга по определению количества животных
без владельцев на территории Самарской области, утверждённого приказом департамента ветеринарии Самарской области от 6 июня 2018 года № 220-П, с выработкой органам государственной власти Самарской области, органам местного самоуправления, приютам для животных, общественным инспекторам в области обращения с животными, добровольцам (волонтёрам) рекомендаций, направленных на обеспечение реализации основных принципов обращения с животными, закреплённых Федеральным законом  № 498-ФЗ;

5.2. Фиксировать факты, свидетельствующие о нарушениях, допускаемых исполнителями контрактов, заключаемых для обеспечения реализации полномочий в сфере обращения с животными без владельцев, а также факты отравлений, жестокого обращения с животными с последующим информированием органов, уполномоченных на осуществление контрольно-надзорных функций, для принятия соответствующих мер оперативного и процессуального характера;

6. Департаменту ветеринарии Самарской области, органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области, Общественной палате Самарской области, общественным палатам муниципальных образований в Самарской области, приютам для животных, общественным инспекторам в области обращения с животными, добровольцам (волонтёрам) осуществлять взаимодействие с Ассоциацией «Благополучие животных»;

7. Комитету Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению:

7.1. Рассмотреть во втором полугодии 2020 года итоги работы департамента ветеринарии Самарской области совместно с местными администрациями городских округов и муниципальных районов Самарской области по созданию межмуниципальных приютов для животных на базе подведомственных департаменту учреждений;

7.2. Рассматривать на заседаниях общественной комиссии по местному самоуправлению при комитете опыт взаимодействия органов местного самоуправления с приютами, общественными инспекторами в области обращения с животными, добровольцами (волонтёрами), населением в целях сбора, обобщения, анализа и распространения информации о лучших практиках такого взаимодействия, в том числе по вопросам:

  • формирования позитивного отношения в обществе к деятельности, направленной на ответственное обращение с животными; 
  • конструктивного участия приютов, добровольцев (волонтёров), населения в мероприятиях, направленных на отлов, помещение в приюты и дальнейшую передачу животных без владельцев лицам, заинтересованным в их гуманном содержании;
  • обмена опытом содержания, воспитания, разведения животных; 
  • оказания органами местного самоуправления содействия инициативным группам населения в оформлении и содержании площадок для выгула и (или) дрессировки животных.

Рекомендации утверждены решением Совета Думы от 20 февраля 2019 года № 680 (*.pdf, 251 Кб)

23 января 2020 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться