Рекомендации участников заседания «круглого стола» на тему «О реализации в Самарской области мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику наркомании: эффективность и результативность»

28 ноября 2019 года                                                                                г.о. Самара

Незаконный оборот наркотиков продолжает оставаться одним из глобальных вызовов человечеству наряду с международным терроризмом и локальными военными конфликтами. По данным МВД России, каждое десятое преступление, совершаемое в России, связано с незаконным оборотом наркотиков; за годы реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года правоохранительными органами было изъято более 230 тонн наркотиков.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин неоднократно в своих выступлениях подчёркивал негативное отношение к наркотизации общества. Так, на ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 28 февраля 2019 года он отметил: «Статистика показывает, что масштаб распространения наиболее опасных — синтетических — наркотиков растёт. Это тревожный сигнал, мы должны иметь в виду, учитывать его. Нужно принимать дополнительные меры, потому что тех, что есть, видимо, недостаточно для эффективной работы. Необходимо активно пресекать работу наркодилеров, выявлять организованные преступные группы, связанные с ввозом наркотиков из-за границы, их производством внутри нашей страны».

25 октября 2019 года Президентом России утвержден перечень поручений, в частности, федеральным органам государственной власти поручено принять дополнительные меры по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, в числе которых внесение в законодательство Российской Федерации изменений, устанавливающих уголовную ответственность за склонение к потреблению либо пропаганду наркотических средств, психотропных веществ  или их аналогов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В 2019 году действующее законодательство дополнено следующими новеллами.

Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 7 Федерального закона «О рекламе» запрещено распространение в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения новых потенциально опасных психоактивных веществ, в том числе о способах и местах культивирования наркосодержащих растений. 

Федеральным законом от 17 июня 2019 года № 146-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» ужесточено наказание за дорожно-транспортные происшествия, совершенные в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и повлекшие за собой серьезные травмы или гибель других людей, а именно, наказание для водителей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, по вине которых погибли люди, установлено аналогично наказанию за умышленное убийство. Такое ужесточение справедливо, поскольку если сел пьяным за руль, значит, имел умысел.

Учитывая высокую степень опасности вейпов для здоровья несовершеннолетних граждан, Самарской Губернской Думой принят базовый Закон Самарской области от 18 ноября 2019 года № 118-ГД «Об ограничении на территории Самарской области розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина и жидкостей для электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в Закон Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».

Этим Законом установлен запрет на розничную продажу несовершеннолетним электронных систем доставки никотина и жидкостей для них, а также административная ответственность за нарушение данного запрета.

В целях согласования положений Закона Самарской области от 12 декабря 2011 года № 144-ГД «О профилактике наркомании и токсикомании в Самарской области» с нормами федерального законодательства в части проведения мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ Законом Самарской области от 17 июля 2018 года № 63-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О профилактике наркомании и токсикомании в Самарской области» в форму вторичной профилактики включено проведение социально-психологического тестирования учащихся общеобразовательных организаций, студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (за исключением федеральных образовательных организаций) на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также иных психоактивных веществ.

Учитывая, что проблема законодательного закрепления положений, создающих правовую основу системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, и больных наркоманией, до настоящего времени, к сожалению, не получила своего положительного разрешения,  в Самарской Губернской Думе разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, и больных наркоманией».

26 ноября 2019 года комитетом Самарской Губернской Думы по законодательству, законности, правопорядку и противодействию коррупции принято решение направить данный проект федерального закона в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации для дачи экспертного заключения.

Проект федерального закона разработан с целью урегулирования  отношений в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств  или психотропных веществ, и больных наркоманией и предусматривает:

  • введение таких правовых дефиниций, как «потребитель наркотических средств», «социальная реабилитация потребителей наркотических средств  и больных наркоманией», «ресоциализация потребителей наркотических средств и больных наркоманией», «организация социальной реабилитации  и ресоциализации потребителей наркотических средств и больных наркоманией», «отбор организаций социальной реабилитации  и ресоциализации потребителей наркотических средств и больных наркоманией», «наркоситуация»;
  • приведение отдельных положений законодательства в означенной сфере в соответствие со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Данный законопроект направлен на достижение таких целей,  как снижение уровня преступности «наркотической» направленности, декриминализация молодежной среды, снижение финансовых затрат на борьбу с незаконным распространением и употреблением наркотиков, защита общества от асоциального поведения наркопотребителей и, наконец, что немаловажно, — обеспечение наркопотребителям возможности освобождения от пагубной зависимости и возвращения их к нормальной жизни.

Пристального внимания требует и ситуация, сложившаяся в результате выросшей среди несовершеннолетних популярности никотиновых смесей — снюса. Осенью 2019 года сразу в  нескольких регионах России были зафиксированы случаи отравления среди школьников, как предполагается,  такими никотиновыми смесями в виде жевательных пакетиков и леденцов. Несмотря на то, что еще в 2015 году частью 8 статьи 19 Федерального закона  от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлен запрет на оптовую и розничную торговлю табаком сосательным (снюсом),  за нарушение которого статьей 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в настоящее время осуществляется общедоступная реализация подобных смесей.  

Еще в 2018 году Законодательным Собранием Ростовской области  в порядке законодательной инициативы внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона № 527083-7 «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона   «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в котором предлагается установить запрет на оптовую и розничную торговлю жевательным и нюхательным табаком наряду с насваем и табаком сосательным (снюсом). Однако до сих пор данный проект федерального закона не принят даже в первом чтении.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 года № 2732-р утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу.

В Концепции указано, что распространение жевательного и нюхательного табака создает и поддерживает никотиновую зависимость. По данным мониторинга, в настоящее время процент лиц, потребляющих некурительный табак, составляет 0,9 процента среди постоянных курильщиков, потребляющих табак ежедневно.

Для реализации задачи по сокращению спроса на табак и иную никотинсодержащую продукцию среди населения Концепцией предусматривается применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности табачной и иной никотинсодержащей продукции для населения.

В предыдущей версии концепции Минздрав предлагал запретить производство, ввоз и обращение некурительных табачных изделий, к которым относится жевательный или нюхательный табак.

В Самарской области организована реализация следующих подпрограмм государственной программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимой части населения в Самарской области» на 2014-2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29 ноября 2013 года № 710:

  • «Профилактика распространения наркомании и связанных с ней правонарушений в Самарской области» на 2014-2021 годы, целью которой является снижение уровня незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ жителями Самарской области;
  • «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, в Самарской области» на 2014-2021 годы, целью которой является сокращение спроса на наркотические средства и психотропные вещества, улучшение криминогенной обстановки в Самарской области.

Общий объем финансирования мероприятий данной программы на 2019 год — 16 млн 296 тыс. 785 рублей. По состоянию на 1 ноября 2019 года освоены 11 млн 593 тыс. рублей (71,1%), реализация мероприятий продолжается.

В текущем году:

  • предоставлена субсидия бюджету городского округа Чапаевск для поддержки деятельности МУ «Молодежный центр профилактики употребления психоактивных веществ «Выбор» в размере 1 891,4 тыс. рублей.
  • подготовлен Доклад о наркоситуации в 2018 году;
  • заключен государственный контракт с ВГТРК «Самара» на создание и трансляцию цикла антинаркотическх передач и роликов социальной рекламы. Освоено 286,5 тыс. рублей (оплата проводится по факту выполненных работ).

Министерством здравоохранения Самарской области:

  • обеспечено приобретение медицинского препарата «налтрексон» для лечения пациентов, страдающих наркоманией, на 1 947,4 тыс. рублей;
  • приобретены тест-полоски на сумму 5 202 тыс. рублей;
  • обеспечено оснащение диагностических лабораторий, а также подразделений наркодиспансеров необходимым медицинским и лабораторным оборудованием и расходными материалами, предусмотренными стандартами оснащения, на 2 130,8 тыс. рублей; приобретены центрифуги, термоблоки, стерлизаторы, медицинские холодильники и иное оборудование;
  • на организацию обучения и повышения квалификации специалистов наркологической службы выделено 74,8 тыс. рублей.

На территориях городских округов и муниципальных районов Самарской области также реализуются соответствующие муниципальные программы.  

В соответствии с результатами проводимых департаментом по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области мониторингов наркоситуация в Самарской области в последние годы (2016 – 2018 годы) характеризуется снижением общего числа зарегистрированных потребителей запрещенных веществ.

Так, если в 2016 году на наркологических учетах находилось  20 882 человека, в том числе 299 несовершеннолетних (46 детей в возрасте   до 14 лет и 253 подростка (14 – 17 лет), то в результате принимаемых в регионе мер профилактического воздействия, оказания своевременной медицинской помощи общее число наркозависимых жителей региона к началу 2019 года сократилось в два с половиной раза (до 8562), в том числе больных наркоманией — с 14 044 до 5 774, а допускающих потребление запрещенных веществ — с 6 838 до 2 788.

На 1 января 2019 года под наблюдением врачей-наркологов находилось 60 несовершеннолетних (10 детей до 14 лет, 50 подростков от 14 до 17 лет), из которых 5 подростков (2 – в г.о. Самара, 3 – в г.о. Тольятти) имели диагноз наркомания.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, являясь участником государственной программы Самарской области «Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимой части населения в Самарской области» на 2014-2021 годы, реализует мероприятие по выявлению мест произрастания и культивирования наркосодержащих растений (в том числе дикорастущих) во взаимодействии с заинтересованными органами.

Так, в рамках проведения комплексной оперативно-профилактической операции «Мак-2019», по данным муниципальных районов в текущем году были выявлены и уничтожены очаги произрастания дикорастущих наркосодержащих растений на территории муниципальных районов Кинельский и Красноярский общей площадью 0,482 га.

В муниципальном районе Кинельский площадь произрастания дикорастущих наркосодержащих растений составила 0,452 га, в мунципальном районе Красноярский — 0,03 га.

Очаги были обнаружены как в границах земель населённых пунктов муниципальных районов, так и на сельскохозяйственных землях. Уничтожение очагов произведено химическим и механическим способом.

На 30 сентября 2019 года в исправительных учреждениях УФСИН России по Самарской области содержалось 10 141 (в аналогичный период прошлого года — 10 519) осужденных, из них за незаконный оборот наркотиков — 3 135
(в аналогичный период прошлого года — 3 097), что составило 31% от общего числа спецконтингента, из них под диспансерным наблюдением с диагнозом наркомания по решению суда находилось 1 055 (в аналогичный период прошлого года — 1 123) осужденных.

Анализ состояния наркоситуации в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Самарской области показывает, что на отчетный период сентября 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018 года наблюдается тенденция, направленная на снижение количественного показателя фактов, связанных с доставкой наркотиков.

В течение 9 месяцев 2019 года проводился комплекс мероприятий, направленных на профилактику перебросов запрещенных предметов через охранные ограждения, а именно, силами оперативно-режимных служб организовано патрулирование прилегающих территорий, на которых установлены режимные требования; уязвимые участки периметра оборудованы датчиками движения, осветительными приборами, а также средствами видеонаблюдения с выводом изображения на пост оператора видеоконтроля и ряд других мероприятий.

В результате проведенной работы по итогам 9 месяцев 2019 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечается снижение количества перебросов запрещенных предметов через основное ограждение учреждений, а именно со 134 за 9 месяцев 2018 года до 27 за 9 месяцев  2019 года.

Одним из наиболее эффективных методов профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ является проведение экспресс-тестирования спецконтингента на предмет их употребления. За истекший период 2019 года по инициативе сотрудников оперативно-режимных служб в исправительных учреждениях и следственных изоляторах области проведено 258 тестирований (в аналогичном периоде прошлого года — 112), у 255 лиц результаты отрицательные, у 3 осужденных результаты исследования показали положительный результат (в ФКУ КП-27) на выводных объектах.

В результате проведенного комплекса оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, направленных на перекрытие каналов доставки наркотических средств и психотропных веществ на территорию исправительного учреждения, следственного изолятора Самарской области, а также на профилактику их употребления спецконтингентом, количество фактов изъятия наркотиков в 2019 году в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизилось с 5 до 3 (в аналогичном периоде 2017 года — 28 изъятий).

За 9 месяцев 2019 года оперативными сотрудниками УФСИН России  по Самарской области из незаконного оборота изъято 5,18 грамма наркотических средств (в аналогичный период прошлого года — 180,64 грамма).

По данным фактам следственными органами возбуждено 3 уголовных дела (в аналогичный период прошлого года — 5), из них 2 факта при попытке проноса через контрольно-пропускной пункт и 1 при прибытии осужденного из изолятора временного содержания.

Вышеизложенные факты указывают на сохраняющуюся положительную динамику снижения количества наркотических средств, доставляемых незаконным способом на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы Самарской области. Значительное улучшение наркоситуации обусловлено эффективным перекрытием основных каналов доставки наркотических средств и психотропных веществ на территорию учреждений, а также профилактической работой со спецконтинентом.

Управление Министерства юстиции России по Самарской области осуществляет государственную регистрацию некоммерческих организаций, контроль за соблюдением ими законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным их уставами.

В ведомственном реестре некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Самарской области, содержатся сведения о 46 некоммерческих организациях, целью деятельности которых является реабилитация и ресоциализация наркозависимых лиц.

В 2019 году Управлением Министерства юстиции России по Самарской области проведены документарные плановые проверки без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности следующих организаций:

  • Некоммерческий благотворительный фонд содействия помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Новая Эра»;
  • Региональный Благотворительный Фонд «Независимость»;  
  • Благотворительный фонд «Независимость в городе Отрадный»;
  • Автономная некоммерческая организация социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Благодать».

В рамках проведения проверок выявлены несоответствия положений уставов действующему законодательству. В настоящее время выявленные нарушения организациями устранены.

За 10 месяцев 2019 года подразделениями Средневолжского Линейного Управления МВД России на транспорте поставлено на учет 215 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (в аналогичный период прошлого года — 237). Окончено расследованием 107 уголовных дел (в аналогичный период прошлого года — 145). Приостановлено 83 уголовных дела (в аналогичный период прошлого года — 83). Процент расследования по итогам работы за 10 месяцев 2019 года составляет 56,3% (в аналогичный период прошлого года — 63,6%).

За 10 месяцев 2019 года на учет поставлено 167 тяжких и особо тяжких преступлений (в аналогичный период прошлого года — 132). Окончено расследованием 59 уголовных дел (в аналогичный период прошлого года — 40). Приостановлено 82 уголовных дела (в аналогичный период прошлогогода — 83). Процент расследования тяжких и особо тяжких преступлений за 10 месяцев 2019 года составил 41,8% (в аналогичный период 2018 года — 32,5%).

За 10 месяцев 2019 года зарегистрировано 142 преступления, связанных со сбытом наркотиков (в аналогичный период прошлого года — 117). Окончено расследованием 43 уголовных дела (в аналогичный период прошлого года — 22). Приостановлено 76 уголовных дел (в аналогичный период прошлого  года — 83). Процент раскрытия преступлений, связанных со сбытом наркотиков, составил 36,1% (в аналогичный период прошлого года — 21,0%).

За истекший период составлено 24 протокола по статье 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по части 2 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — 17 протоколов и 16 протоколов по статье 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За 10 месяцев 2019 года подразделениями Средневолжского ЛУ выявлено 23 факта провоза наркотических средств в пассажирских и пригородных поездах (в аналогичный период прошлого года — 5). По 6 фактам изъятия возбуждены уголовные дела (в аналогичный период прошлого года — 2), по 17 — составлены административные протоколы (незначительный вес изъятого) (в аналогичный период прошлого года — 3). Всего в подвижном составе из незаконного оборота изъято 58,77 грамм различных наркотических средств (в аналогичный период прошлого года — 3308,729 грамм).

В целях снижения спроса на наркотики прокуратурой Самарской области разработан и реализован план проведения мероприятий в рамках локального пилотного проекта «Территория без наркотиков» с участием правоохранительных и исполнительных органов Самарской области.

Во исполнение организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации в целях повышения эффективности прокурорского надзора прокуратурой Самарской области принят ряд мер организационно-методического характера:

  • по инициативе прокуратуры области организована и функционирует межведомственная рабочая группа;
  • издан приказ об организации надзора за исполнением законодательства о противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, их прекурсоров; 
  • налажено эффективное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами области;
  • утвержден план по активизации надзора в данной сфере.

Указанные мероприятия способствовали значительному усилению надзора за исполнением законодательства о наркотических средствах и, как следствие, существенному увеличению показателей работы в данной сфере.

Так, по итогам 10 месяцев 2019 года выявлено более 500 нарушений законодательства, направленного на профилактику наркомании. Нарекания прокуроров вызывает работа антинаркотических комиссий. Зачастую решения комиссий носят формальный характер, отсутствует надлежащий контроль за их исполнением.

Выявляются факты ненадлежащего осуществления органами полиции работы в сферах превентивного выявления наркопотребителей и привлечения их к административной ответственности, а также дальнейшая постановка их на профилактический учет и осуществление индивидуально-профилактических мероприятий.

Активизирована работа органов полиции области по выявлению фактов незаконного потребления наркотиков (за 10 месяцев 2019 года выявлено на 12% больше административных правонарушений в сфере немедицинского потребления наркотиков (4 000) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (3 510).

Вместе с этим в области наблюдается высокий показатель смертности от употребления наркотических средств. Согласно данным Управления Роспотребнадзора по Самарской области за 10 месяцев 2019 года острые отравления от наркотических средств зафиксированы в 325 (в аналогичном периоде прошлого года — 397) случаях, в том числе с летальным исходом в 80 (в аналогичном периоде прошлого года — 71) случаях.

Вопрос о профилактике наркомании среди несовершеннолетних находится на контроле прокуратуры Самарской области.

За 10 месяцев 2019 года несовершеннолетними совершено 68 (в аналогичном периоде прошлого года — 60) преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, в том числе 61 (в аналогичном периоде прошлого года — 52) факта сбыта наркотических средств несовершеннолетними. Зарегистрировано 10 фактов (в аналогичном периоде прошлого года — 8) совершения несовершеннолетними преступлений  в состоянии наркотического опьянения.

На 1 октября 2019 года на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России на районном уровне Самарской области состоит 46 (в аналогичном периоде прошлого года — 47) несовершеннолетних, потребляющих наркотические средства, на учет в этом году поставлено 31 (в аналогичном периоде прошлого года — 24).

Одной из причин роста преступлений в данной сфере и в состоянии наркотического опьянения является многоэпизодность противоправных деяний, совершенных одним и тем же лицом, а также ненадлежащая работа органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, желание подростков заработать «легкие» деньги.

Выявлены следующие нарушения:

  • в образовательных учреждениях нарушения правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств,
  • отсутствие фильтрации (доступность сайтов, на которых размещена информация о приобретении и изготовлении наркотических и психотропных веществах),
  • нарушения при проведении профилактической работы с несовершеннолетними со стороны сотрудников органов системы безнадзорности правонарушений несовершеннолетних,
  • факты ненадлежащей работы сотрудников полиции по выявлению лиц, употребляющих наркотические вещества, лиц, сбывающих наркотические средства несовершеннолетним, отсутствие взаимодействия между органами системы профилактики, ненадлежащая координирующая роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В целях устранения нарушений, выявленных в ходе проверок исполнения законодательства о профилактике наркомании среди несовершеннолетних, прокурорами городов и районов области внесено 71 представление, принесено 18 протестов, направлено 2 исковых заявления, по постановлению прокурора одно юридическое лицо привлечено к административной ответственности.

Вопросы профилактики наркомании рассмотрены на заседании межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Самарской области, где выработаны дополнительные меры, направленные на противодействие распространению наркомании несовершеннолетних.

В УФСБ России по Самарской области в 2018 году поступило  58 сообщений о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, за 10 месяцев 2019 года — 52.

В 2018 году УФСБ России по Самарской области для рассмотрения  по существу в суд направлено 12 уголовных дел рассматриваемой категории,  за 10 месяцев 2019 года — 14.

Участники заседания «круглого стола» положительно оценивают меры, реализуемые на территории Самарской области в сфере профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков, отмечают целесообразность и актуальность проводимых всеми субъектами данной профилактической деятельности мероприятий, обращают внимание  на необходимость поиска решения имеющихся проблем и

РЕКОМЕНДУЮТ:

комитету Самарской Губернской Думы по законодательству, законности, правопорядку и противодействию коррупции:

  1. разработать проект обращения в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровьяоб ускорении принятия проекта федерального закона № 527083-7 «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «Об охране здоровья гражданот воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в части установления запрета на оптовую и розничную торговлю табаком жевательным и табаком нюхательным);
  2. продолжить работу над проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерациипо вопросам комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ,и больных наркоманией» после получения экспертного заключения Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации;
  3. включить в план работы на первое полугодие 2020 года:
    • анализ применения части 2 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на территории Самарской области за период 2016-2019 годов;
    • рассмотрение на заседании комитета Доклада о наркоситуации в Самарской области в 2019 году;

комитету Самарской Губернской Думы по промышленности, предпринимательству и торговле:

включить в план работы на второе полугодие 2020 года анализ исполнения Закона Самарской области от 18.11.2019 № 118-ГД
«Об ограничении на территории Самарской области розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина и жидкостей
для электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в Закон Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области»; 

ГУ МВД России по Самарской области, следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области, министерству образования и науки Самарской области, министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области:

1. в феврале 2020 года проанализировать причины совершения несовершеннолетними преступлений в состоянии наркотического опьянения, принять дополнительные меры, направленные на профилактику, терапию  и устранение указанного явления;

2. информацию о выявлении несовершеннолетних в состоянии наркотического опьянения регулярно на постоянной основе направлять в органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

ГУ МВД России по Самарской области, Управлению Роскомнадзора по Самарской области, Управлению Роспотребнадзора по Самарской области: 

принять дополнительные меры, направленные на исключение рекламы о продаже психоактивных веществ, размещенной в сети Интернет, на заборах, фасадах зданий, сооружений, в том числе расположенных в непосредственной близости от образовательных организаций;

ГУ МВД России по Самарской области, Управлению Роспотребнадзора по Самарской области: 

в I квартале 2020 года провести сверку лиц, отравившихся наркотическими веществами, с административной практикой органов полиции области за 2019 год;

Управлению Роспотребнадзора по Самарской области:

активизировать практику составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43 «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении продавцов, осуществляющих торговлю никотинсодержащими смесями (снюсом) на территории Самарской области;   

ГУ МВД России по Самарской области:

1. в первом полугодии 2020 года  проанализировать информацию граждан о фактах бездействия правоохранительных органов после получения сигналов    о совершении правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств;

2. в феврале 2020 года:

2.1. проанализировать сведения об источниках приобретения несовершеннолетними наркотических средств;

2.2. провести комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности территориальных органов полиции по выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление наркотических средств;

3. с целью выявления несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, организовать на постоянной основе проведение проверок семей, в которых законные представители несовершеннолетних состоят на учете в наркологическом диспансере, привлекались за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, а также к административной ответственности;

ГУ МВД России по Самарской области, администрациям муниципальных образований в Самарской области:

1. в первом полугодии 2020 года активизировать работу по вовлечению общественности в борьбу с незаконным оборотом наркотических средств,  на принятие дополнительных мер, направленных на пресечение фактов незаконного оборота синтетических видов наркотиков в форме объявлений, «уличной рекламы», в том числе работу с представителями традиционных религиозных конфессий, профсоюзов, студенческих и трудовых активов, представителей территориального общественного самоуправления, в том числе уличных и домовых комитетов, советов многоквартирных домов, руководителей ТСЖ, ЖСК, других организаций ЖКХ, садоводческих обществ;

2. привлекать к участию в рейдах с целью профилактики наркозависимости (табакозависимости) и пропаганды здорового образа жизни членов регионального отделения Общенародного российского фронта в Самарской области;

министерству образования и науки Самарской области, министерству культуры Самарской области, министерству спорта  Самарской области, министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области:

обеспечить максимальный охват занятостью в профилактических мероприятиях в каникулярное время и летний период несовершеннолетних, в том числе состоящих на различных видах учета в субъектах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

министерству образования и науки Самарской области, министерству здравоохранения Самарской области:

1. разработать нормативную базу по профилактике наркозависимости (табакозависимости) и пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде;

2. привлекать к работе по пропаганде здорового образа жизни волонтеров-учащихся (студентов) средних и высших медицинских образовательных организаций;

министерству образования и науки Самарской области совместно с администрациями городских округов Самара и Тольятти Самарской области:

1. активизировать работу по созданию и развитию сети школьных, студенческих спортивных клубов;

2. провести работу с руководителями подведомственных образовательных организаций о целесообразности внедрения в практику вынесения на рассмотрение в рамках родительских собраний вопроса о профилактике распространения в среде учащихся употребления некурительных табачных изделий, к которым относится жевательный и нюхательный табак, а также вещества и смеси, содержащие никотин;

3. организовать обучение педагогических работников по вопросу профилактики употребления некурительных табачных изделий, а также содержащих никотин;

министерству спорта Самарской области, министерству образования и науки Самарской области:

продолжить работу по организации повышения квалификации работников сфер спорта и образования, участвующих в мероприятиях  по внедрению комплекса ГТО на территории Самарской области;

министерству здравоохранения Самарской области:

1. в I квартале 2020 года:

1.1. провести анализ структуры наркотической зависимости у пациентов, зарегистрированных в 2019 году;

1.2. проанализировать сведения об острых отравлениях наркотическими веществами, в том числе с летальным исходом, по административным территориям Самарской области (с указанием сведений о лицах впервые зарегистрированных, ранее состоящих на наблюдении врача-нарколога);

2. совместно с ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» рассмотреть возможность включения в штат Чапаевского отделения ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» социальных работников для осуществления патроната пациентов диспансера;

департаменту по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области:

1. в I квартале 2020 года провести мониторинг наркоситуации  и организовать рассмотрение и утверждение подготовленного по его итогам Доклада о наркоситуации в Самарской области в 2019 году на заседании антинаркотической комиссии Самарской области;

2. направить указанный Доклад в комитет Самарской Губернской Думы по законодательству, законности, правопорядку и противодействию коррупции;

3. продолжить практику заслушивания на заседаниях антинаркотической комиссии Самарской области в 2020 году глав муниципальных образований  в Самарской области (председателей муниципальных антинаркотических комиссий), на территориях которых складывается наиболее неблагоприятная обстановка (в соответствии с критериями оценки развития наркоситуации);

главам городских округов и муниципальных районов Самарской области:

в рамках деятельности муниципальных антинаркотических комиссий в целях снижения уровня наркотизации населения в муниципальных образованиях, недопущения роста числа острых отравлений наркотическими средствами (в том числе среди несовершеннолетних) обеспечить проведение адресной (персональной) профилактической работы с лицами, находящимися на наркологических учетах в связи с немедицинским потреблением наркотиков;

органам местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области:

1. активизировать работу по созданию и развитию сети физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, в том числе клубов по подготовке к выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;

2. обеспечить проведение физкультурно-спортивных мероприятий, направленных на профилактику наркомании среди детей и молодежи в шаговой доступности от места жительства;

Самарскому региональному отделению «Ассоциации юристов России»:

организовать просветительские мероприятия в общеобразовательных учебных заведениях по проблеме распространения в подростковой среде электронных систем доставки никотина, табачных и никотиносодержащих  некурительных смесей (снюсов) и о последствиях их употребления.

Рекомендации утверждены решением Совета Думы от 17 декабря 2019 года № 644 (*.pdf, 38 Кб)

28 ноября 2019 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться