Рекомендации участников заседания «круглого стола» на тему «О состоянии и перспективах развития отрасли животноводства в Самарской области» 31 октября 2019 г.

г. Самара  

Обсудив состояние и перспективы развития отрасли животноводства в Самарской области, участники заседания «круглого стола» отмечают, что отрасль животноводства является основой стабильного диверсифицированного сельскохозяйственного производства, особенно в условиях зон рискованного земледелия, к которым относится большая часть территории Самарской области. Она напрямую связана с социально-экономическими факторами, влияющими на успешное развитие сельских населённых пунктов, в которых имеются животноводческие предприятия.

С учетом приоритетности отрасли животноводства органами государственной власти Самарской области в последние годы взят курс на увеличение объемов и видов государственной поддержки данной отрасли. Так, если в 2018 году на развитие животноводства было выделено из областного и федерального бюджетов 1 027 300,0 тыс. рублей, то в 2019 году данная поддержка составит как минимум 1 224 358 тыс. рублей, что выше уровня прошлого года на 19,2 процента.

К шести действовавшим в 2018 году направлениям государственной поддержки отрасли животноводства в текущем году добавились новые, в частности субсидии на приобретение кормов для свиноводства и птицеводства за счёт средств областного бюджета в сумме 90 000,0 тыс. рублей;

  • на создание или модернизацию объектов агропромышленного комплекса в сфере животноводства (средства областного бюджета в сумме 5 461,0 тыс. рублей);
  • на реализацию мероприятий по развитию животноводства путём приобретения высокопродуктивных, племенных сельскохозяйственных животных через ГУП Самарской области «Велес» на средства областного бюджета в сумме 99 808,0 тыс. рублей.

Кроме того, в текущем году субсидии на произведённое молоко начали выплачиваться и тем крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые в силу различных обстоятельств не могут осуществлять его отгрузку на перерабатывающие предприятия.

Действующие направления и объёмы государственной поддержки планируется сохранить и на 2020 год.  

В текущем году на основании проведённого анализа эффективности оказываемых мер государственной поддержки с учётом предложений научных организаций, депутатского корпуса, сельскохозяйственных товаропроизводителей были внесены соответствующие изменения в региональную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области, направленные на дополнительное стимулирование развития животноводства.  

Таким образом, создана определенная основа для увеличения объемов производства животноводческой продукции на перспективу.

Принимаемые государственными органами Самарской области меры по усилению государственной поддержки отрасли животноводства дают определенные положительные результаты. Так, по состоянию на 1 октября текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в сельскохозяйственных организациях области, КФХ и ИП поголовье коров увеличилось на 1,4 тысячи голов и составило 59,9 тыс. голов, прирост составляет соответственно 2,3 процента. На 13 процентов увеличилось поголовье свиней.

В 2019 году производство мяса в сельскохозяйственных организациях области, КФХ и ИП увеличилось на 0,9 тыс. тонн по сравнению с уровнем 2018 года, на 2,4 тыс. тонн увеличилось производство молока.

Ряд сельскохозяйственных организаций начали осуществление проектов по реконструкции либо строительству новых животноводческих помещений. В частности, ООО «Радна» муниципального района Богатовский увеличивает высокопродуктивное поголовье на 300 голов молочных коров, ООО «Домашняя ферма» ведёт работы по выводу на проектную мощность производственных площадок ГУП СО «Усинское», ЗАО «Нива» муниципального района Ставропольский осуществляет проект реконструкции и строительства животноводческих помещений на 400 голов КРС.

В конце августа 2019 года подписано соглашение между Самарской областью и ООО «ЭкоНива — АПК Холдинг» о строительстве в Самарской области трёх высокотехнологичных молочных ферм с поголовьем 3 550 коров каждая.

Однако следует отметить, что достигнутые объемы производства животноводческой продукции пока не в полном объёме удовлетворяют потребности населения Самарской области. В настоящее время в общем объеме потребления указанных продуктов доля продукции собственного производства составляет около чуть более 50 процентов.

Реализация указанных проектов, а также вовлечение в них большего круга субъектов предпринимательства позволит создать экономические и технологические условия для развития отрасли животноводства, повышения производительности и устойчивости сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов и в конечном итоге увеличения объемов сельскохозяйственного производства, в первую очередь животноводческой продукции. 

В связи с этим исполнительным и законодательным органам государственной власти Самарской области, а также органам местного самоуправления необходимо сконцентрировать все имеющиеся возможности для недопущения ухудшения положения дел в животноводстве. В этих целях участники «круглого стола»:

РЕКОМЕНДУЮТ:

Самарской Губернской Думе:

  • рассмотреть возможность подготовки обращения в Правительство Самарской области с предложением о предоставлении налоговых льгот (каникул) для молочных хозяйств на период строительства (реконструкции) животноводческих помещений;
  • рассмотреть возможность подготовки обращения в Правительство Российской Федерации по вопросу о нецелесообразности внесения изменений в государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в части установления повышающего коэффициента в отношении субъектов малого предпринимательства, производящих молоко, без учёта продуктивности молочных коров.

Правительству Самарской области:

  • рассмотреть возможность разработки областной государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сельском хозяйстве с целью ускорения внедрения инновационных технологий в сфере энергосбережения и повышения эффективности предприятий АПК; 
  • рассмотреть возможность создания особой экономической зоны агропромышленного типа на территории Самарской области;
  • оказать содействие сельскохозяйственным организациям в получении заемных средств на завершение строительства молочных ферм, начатых на территории Самарской области в 2017-2019 годах;
  • способствовать повышению закупочных цен на продукцию животноводства;
  • рассмотреть возможность увеличения предельных ставок субсидирования молочного животноводства и увеличения субвенций по данному направлению, прежде всего тем муниципальным районам, в которых достигнут прирост поголовья, продуктивности, с целью возможности увеличения районных ставок субсидирования;
  • предусмотреть увеличение финансирования отрасли молочного животноводства в 2020 году с целью увеличения ставок субсидий на молоко;
  • при реализации государственной программы Самарской области комплексного развития сельских территорий вернуться к практике строительства жилья для специалистов АПК на условиях частно-государственного партнерства;
  • в целях реализации решения постоянно действующей противоэпизоотической комиссии Правительства Российской Федерации от 28.06.2019 рассмотреть возможность увеличения заработной платы ветеринарных работников подведомственных департаменту ветеринарии Самарской области ветеринарных учреждений до среднерегионального уровня;
  • рассмотреть возможность увеличения объема субсидий ГБУ СО «Самарская областная ветеринарная лаборатория» на 2020 год на приобретение расходных материалов для лаборатории контроля качества молока;
  • рассмотреть возможность дополнительного выделения в 2020 году средств областного бюджета департаменту ветеринарии Самарской области на приобретение специализированного оборудования и транспорта.

Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области:

  • продолжить работу по созданию и материально-техническому обеспечению деятельности ГКУ СО «Центр обеспечения деятельности АПК Самарской области»;
  • рассмотреть возможность разработки ведомственной программы Самарской области «Формирование высокопродуктивного поголовья крупного рогатого скота на основе повышения его генетического потенциала» с целью улучшения племенной работы в сельскохозяйственных организациях Самарской области;
  • рассмотреть возможность в рамках действующей государственной поддержки повышения процента возмещения части затрат на приобретение кормозаготовительной техники для молочного животноводства, разделив финансирование по данному направлению на две категории: «техника кормозаготовительная» и «техника для хранения и производства молока»;
  • рассмотреть возможность расширения перечня оборудования, приобретаемого в рамках субвенций, предоставляемых муниципалитетам Самарской области, следующими видами: ультразвуковой аппарат, станция выпойки телят «Молочное такси», программное обеспечение по учету и идентификации поголовья в хозяйстве, оборудование для создания микроклимата, стойловое оборудование;  
  • рассмотреть возможность упрощения процедуры формирования пакета документов на оформление субсидий по молочному животноводству, оставив единственное направление — содержание молочных коров с поквартальной выплатой. Ставки в зависимости от продуктивности за предстоящий год: до 3 000 кг — 15 000 руб/гол в год (3 750 руб. в квартал), свыше 3 000 кг — 20 000 руб/гол в год (5 000 руб. в квартал) при наличии поголовья не менее 10 молочных коров;
  • рекомендовать предусмотреть в 2020 году денежные средства в рамках федерального национального проекта развития и поддержки малого предпринимательства и развития сельскохозяйственной кооперации на предоставление грантов вновь созданным сельскохозяйственным потребительским кооперативам в сфере производства и переработки животноводческой продукции;
  • рекомендовать включать в мероприятия региональной программы комплексного развития сельских территорий прежде всего сельские населенные пункты, где имеется устойчивое сельскохозяйственное производство, в первую очередь животноводство;
  • рассмотреть возможность разработки (дополнения) нормативных правовых актов Самарской области, определяющих порядок субсидирования несвязанной поддержки сельскохозяйственных производителей в части стимулирования внесения органических удобрений;
  • принять возможные меры, направленные на организацию на территории Самарской области предприятия по санитарному забою сельскохозяйственных животных;
  • вернуться к вопросу о разработке на региональном уровне типового проекта строительства животноводческого помещения с последующим тиражированием и привязкой его к конкретным хозяйствам молочного направления, решившим начать строительство новых животноводческих помещений, либо предусмотреть возможность субсидирования строительства (реконструкции) объектов животноводства в объеме до 50% от понесенных затрат.

Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области совместно с департаментом ветеринарии Самарской области и  Самарским государственным аграрным университетом:

  • разработать перечень комплексных мероприятий, направленных на оздоровление хозяйств Самарской области, неблагополучных по лейкозу крупного рогатого скота.

Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области совместно с НКО «Ассоциация производителей молока Самарской области» и «Ассоциация развития молочной отрасли «Восточно-европейский молочный альянс»:

  • провести до конца 2019 года мероприятие, посвященное вопросам проведения контрактной компании по реализации молока в 2020 году.

Департаменту ветеринарии Самарской области и органам местного самоуправления:

  • способствовать организации карантинных площадок в нескольких муниципальных районах Самарской области для временного содержания ввозимых в Самарскую область сельскохозяйственных животных.

Органам местного самоуправления, министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и «СамараАРИС»:

  • активизировать работу с главами сельских поселений по привлечению КФХ к участию в программах «Начинающий фермер» и «Семейная животноводческая ферма»;  

Органам местного самоуправления:

  • способствовать организации и поддержке в муниципальных районах сельскохозяйственных потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • способствовать организации сбора и реализации сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах граждан.

Рекомендации утверждены решением Совета Думы от 26 ноября 2019 года № 624 (*.pdf, 52 Кб)

31 октября 2019 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться