Рекомендации участников заседания «круглого стола» на тему «О развитии в Самарской области среднего профессионального образования»

18 октября 2019 года                                                                              г. Самара

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дан сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…»

Внедрение передовых подходов к подготовке рабочих, инженеров является одним из ключевых, базовых условий для технологического, экономического прорыва страны, повышения качества жизни и реальных доходов граждан.

Развитие цифровой экономики и формирование новых прорывных направлений роста на стыке существующих отраслей, расширение потребности работодателей в кадрах, обладающих мультидисциплинарными компетенциями и минимальной потребностью в адаптационном периоде при трудоустройстве — общемировые тенденции, определяющие глобальный контекст развития системы профессионального образования.

«2019 год определен в Самарской области как год среднего профессионального образования», — заявил в послании к депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона Губернатор Самарской области Д.И.Азаров.

Правительство Самарской области рассматривает адаптивную систему подготовки кадров с прикладными квалификациями (квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена), способную оперативно и гибко реагировать на требования рынка труда, как важнейший ресурс развития экономики и социальной сферы региона.

Самарская область участвует в реализации проектов АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» по апробации и внедрению Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста (далее — Регстандарт) (с 2016 года) и подготовке рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования (с 2015 года). Реализация данных проектов на территории Самарской области дала возможность радикально переосмыслить и перепроектировать управленческие процессы для достижения задач по развитию и наращиванию экономического потенциала региона.

В Самарской области наблюдается рост контингента обучающихся (на 3% по сравнению с 2017 годом) по программам среднего профессионального образования. В 2018/2019 учебном году по программам среднего профессионального образования в 85 организациях обучалось 69 689 человек (в 2017/2018 учебном году — 67 599 чел.). Увеличение количества обучающихся произошло за счет роста контингента обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих
до 8 703 человек (в 2017 году — 7 324 чел.), что свидетельствует о повышении престижа рабочих профессий.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, Прогнозом кадровых потребностей экономики Самарской области к 2021 году и до 2024 года сформированы объем и структура контрольных цифр приема для обучения по профессиям и специальностям среднего профессионального образования за счет средств бюджета Самарской области. Объем мест на подготовку квалифицированных рабочих, служащих ежегодно увеличивается. За последние три года он увеличился с 19 до 26%. Объем контрольных цифр приема по профессиям и специальностям технического профиля вырос с 47,8% в 2013 году до 53,8% в 2019 году.

Ежегодно на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования поступают 50-53% выпускников 9-х классов и 11-13% выпускников 11-х классов общеобразовательных организаций в Самарской области. Эти значения показателей свидетельствуют о постепенном восстановлении престижа кадров с прикладными квалификациями, что обусловлено объективной востребованностью квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена на рынке труда.

В 2019/20 учебном году в 40 профессиональных образовательных организациях Самарской области приём абитуриентов на обучение осуществлен по 34 профессиям и специальностям, входящим в ТОП-50 перспективных направлений подготовки (Мехатроника и мобильная робототехника, Эксплуатация беспилотных авиационных систем, Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства, Дефектоскопист).

Общий объем контрольных цифр приема по профессиям и специальностям из перечня наиболее перспективных и востребованных на рынке труда ТОП-50 составляет 3 416 мест.

Обратной стороной стремительной модернизации и технологического развития отраслей выступает запаздывающий, реактивный характер адаптации профессиональных образовательных программ к происходящим изменениям и, как следствие, продолжение подготовки кадров, обладающих невостребованными компетенциями и квалификацией. Более 150 профессий и специальностей за последние 10 лет утратили свою актуальность. В 2017 году из 485 существующих профессий и специальностей среднего профессионального образования 100 имели нулевой прием. Наиболее востребованными оказалось около 50 профессий и специальностей из сферы услуг, строительства, медицины, образования и коммерции.

Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в профессиональных образовательных организациях. В связи с этим образовательными учреждениями совместно с работодателями разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов. Все это оказывает влияние на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда.

Участники заседания «круглого стола» отметили необходимость более активного участия работодателей в разработке профессиональными образовательными организациями рабочих планов и программ учебных дисциплин, в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий, распространении положительного опыта взаимодействия предприятий и образовательных организаций, привлечении квалифицированных кадров предприятий к образовательному процессу. Такое сотрудничество ориентировано на долговременное и стратегическое партнерство, так как позволяет готовить кадры под заказ предприятий, учитывать изменяющиеся запросы работодателей как основных заказчиков специалистов, заключать договоры между предприятиями и профессиональными образовательными организациями по совместному управлению, передаче в аренду оборудования, в том числе на льготных экономических условиях.

В Самарской области в течение четырех лет (2020-2024 гг.) на базе  ведущих колледжей будут созданы центры опережающей профессиональной подготовки, специализированные центры компетенций и центры проведения демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills.

На этих площадках посредством сетевого взаимодействия будет обеспечен доступ студентов и преподавателей областной системы среднего профессионального образования к современному высокотехнологичному оборудованию.

Изменение технологического уклада, модернизация промышленного производства на областных предприятиях тормозится дефицитом подготовленных кадров, который обусловлен устаревшим материально-техническим оснащением профессиональных образовательных организаций.

Как отмечено участниками заседания «круглого стола», в самих профессиональных образовательных организациях материально-техническое оснащение зачастую является устаревшим и не соответствует требованиям подготовки, предъявляемым работодателями к студентам. В связи с этим необходимо укреплять материально-техническую базу образовательных организаций, в частности, повышать уровень обеспеченности современным оборудованием, а также улучшать условия содержания зданий и благоустройство территорий с целью совершенствования имиджа организаций среднего профессионального образования и привлечения абитуриентов.

Эффективное внедрение современного оборудования в образовательный процесс невозможно без квалифицированных педагогических кадров.

В Самарской области осуществлена модернизация региональной системы повышения квалификации педагогических работников среднего профессионального образования. Теперь она в обязательном порядке предусматривает производственную стажировку мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональных образовательных организаций.

С 2017 года ежегодно стажировки проходят порядка 400 мастеров и педагогов. В качестве стажировочных площадок для повышения квалификации преподавателей выступают АО «РКЦ «Прогресс» г. Самара, ПАО «Кузнецов», ООО «Завод приборных подшипников», ПАО «КуйбышевАзот» и др.

Начиная с 2013 года педагогам, подготовившим победителей и призёров олимпиад и конкурсов профессионального мастерства, присуждаются премии Губернатора Самарской области. Размер годовой премии для педагогов, подготовивших призеров и победителей чемпионатов, составляет от 54 до 420 тыс. руб. Ежегодно премии выплачиваются порядка 160 педагогам.

Кроме того, с 1 сентября 2013 года молодым педагогическим работникам (в возрасте не старше 30 лет), принятым на работу по трудовому договору по педагогической специальности в течение года после окончания ими организации высшего образования или профессиональной образовательной организации по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, оказывается ежемесячная социальная поддержка в размере 5 000 рублей в течение 3-х лет.

Вместе с тем участники заседания «круглого стола» считают, что необходимо пересматривать систему оплаты труда работников профессиональных образовательных организаций с целью увеличения базовых окладов педагогов.

Также участники заседания «круглого стола» озвучили серьезную проблему, касающуюся недостаточной координации действий бизнес-сообщества и профессиональных образовательных организаций. В настоящий момент представительство работодателей в наблюдательных (управляющих) советах профессиональных образовательных организаций, как правило, осуществляется на уровне специалистов по управлению персоналом предприятий. Требуется более активное участие объединений работодателей, профессиональных ассоциаций в разработке профессиональных стандартов, совершенствовании системы прогнозирования спроса и предложения рабочей силы, формировании заказа на подготовку специалистов нужного профиля, а также в решении вопросов обновления материально-технической базы в соответствии с динамичными требованиями современного производства.

Повышению престижа системы среднего профессионального образования способствуют реализуемые в Самарской области меры по развитию системы поддержки талантливой молодежи.

С 2013 года учреждены премии Губернатора Самарской области обучающимся государственных организаций среднего профессионального образования — победителям и призерам региональных, всероссийских, международных олимпиад и конкурсов профессионального мастерства (единовременные).

Вместе с тем участники заседания «круглого стола» заметили, что снижают мотивацию молодежи к обучению в системе среднего профессионального образования и последующему трудоустройству по рабочим профессиям недостаточно привлекательные условия занятости на соответствующих предприятиях (низкий уровень заработной платы, отсутствие возможности получения жилья и т.п.).

С 2015 года в Самарской области реализуется система дуального обучения, предусматривающая помимо теоретического обучения в образовательной организации получение практических навыков на предприятии, участие работодателей в формировании кадрового заказа, в разработке программ обучения, организации финансовой поддержки перспективных студентов, развитии системы наставничества, дальнейшем трудоустройстве выпускников. В 2019 году в неё вовлечены 48 профессиональных организаций (в 2018 году — 40). Этому способствует развитие движения наставничества. С 2017 года в регионе проводится конкурс на статус лучшего наставника среди сотрудников предприятий, участвующих в дуальной системе подготовки рабочих кадров. Сейчас на предприятиях за студентами закреплен 791 наставник.

Законом Самарской области «О молодом специалисте в Самарской области» предусматривается также возможность предоставления субсидий из средств областного бюджета работодателям, заключившим трудовой договор с молодыми специалистами, трудоустроившимися по профессии (специальности), входящей в перечень востребованных профессий (специальностей). Так, с 2019 года предусмотрены субсидии работодателям на организацию наставничества и стажировку молодых специалистов (5 млн рублей).

Участники заседания «круглого стола» предложили закрепить на федеральном уровне статус наставника с целью определения соответствующих привилегий и льгот.

В целях популяризации и повышения престижа рабочих профессий в Самарской области активно развиваются чемпионатные движения  «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и «Абилимпикс». С 2017 года Самарская область является пилотным регионом по апробации механизма проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia (Ворлдскиллс Россия) в рамках государственной итоговой и промежуточной аттестации студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Эта передовая практика независимой оценки компетенций постоянно расширяется.

На сегодняшний день Самарская область в автоматизированном рейтинге Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по качеству проведения демонстрационного экзамена занимает 2 место после Республики Татарстан.

В демонстрационном экзамене в 2019 году участие приняло 866 человек (7% от выпуска из областной системы среднего профессионального образования) (в 2017 году — 319 чел., в 2018 году — 623 чел.), из них 274 участника соответствуют уровню медальона (31,6%). Демонстрационный экзамен проходил по 20 компетенциям.

Для проведения независимой оценки качества знаний участников сдачи демонстрационного экзамена было привлечено 288 экспертов, в том числе 157 работодателей. Все эксперты обучены, протестированы и имеют Свидетельство эксперта Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

Участники заседания «круглого стола» отметили, что для достижения требуемого современной экономикой качества подготовки рабочих кадров работодателям необходимо продолжить содействие профессиональным образовательным организациям региона в формировании сообщества экспертов демонстрационного экзамена из числа представителей предприятий (организаций).

Выпускник системы среднего профессионального образования должен владеть набором компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамичных экономических условиях, воспринимать и анализировать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться к ним. В ходе подготовки специалиста первостепенное значение приобретает установка на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс профессиональной адаптации. Это требует основательных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов. Качественное профессиональное образование сегодня — это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни.

Ежегодно министерством образования и науки Самарской области организуется мониторинг трудоустройства выпускников очной формы обучения в течение первого года после выпуска. По данным образовательных организаций, занято 93,7 % выпускников профессиональных образовательных организаций 2018 года (9 038 чел.), из них трудоустроены по специальности 58,1 % (5 607 чел.). Удельный вес численности таких выпускников ежегодно растет: в 2016 году — 53 %, в 2017 году — 53,5 %, в 2018 году — 58,1 %.

Кроме того, приоритетной задачей в развитии трудового потенциала региона является закрепление на предприятиях и в организациях региона молодых кадров. С этой целью в Самарской области в соответствии с Законом Самарской области «О молодом специалисте в Самарской области» молодым специалистам, обучившимся и трудоустроившимся по востребованным рабочим и техническим профессиям, предоставляются меры государственной поддержки: ежегодная денежная выплата в течение 3-х лет, частичная компенсация расходов по временному найму жилого помещения, частичная компенсация затрат на научно-исследовательскую и инновационную деятельность.

В 2018 году выплаты получили 106 человек на общую сумму более 6 млн рублей. На 2019 год предусмотрено 9,5 млн рублей, максимальная выплата составила 131 тыс. рублей.

Молодые специалисты, получающие поддержку, являются работниками таких предприятий, как ОАО «КуйбышевАзот», АО «РКЦ «Прогресс», АО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания», ООО «Завод приборных подшипников», ООО «Научно-производственное объединение «РЕКОН», ООО «Интерпром» и т.д.

Поддержка осуществляется по 61 востребованной профессии (специальности). Наиболее массовые из них: слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, оператор станков с программным управлением, токарь, фрезеровщик, аппаратчик подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции и т.д.

В целях расширения перечня мер поддержки молодых специалистов в октябре 2019 года Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О молодом специалисте в Самарской области», которым, в частности, предусматривается введение частичной компенсации затрат на получение высшего образования или дополнительного профессионального образования в размере, порядке и в соответствии с перечнем специальностей и направлений подготовки, утверждаемых Правительством Самарской области.

Заслушав и обсудив выступления, участники заседания «круглого стола»

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Самарской Губернской Думе:

1.1. Рассмотреть возможность подготовки проекта обращения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросу закрепления на федеральном уровне статуса наставника с целью установления дополнительных привилегий и льгот;

1.2. Рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в части отсрочки для молодых специалистов, работающих на оборонных предприятиях);

1.3. Рассмотреть Рассмотреть возможность подготовки проекта обращения в Министерство просвещения Российской Федерации в части упрощения процедуры участия в конкурсах образовательных организаций высшего образования, имеющих структурные подразделения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

2. Правительству Самарской области:

2.1. Рассмотреть возможность предоставления работодателям субсидий за счет средств областного бюджета на строительство общежитий для иногородних молодых специалистов предприятий, не получающих частичную компенсацию расходов по временному найму жилого помещения в соответствии с Законом Самарской области «О молодом специалисте в Самарской области»;

2.2. Рассмотреть возможность внесения изменения в подпрограмму «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Самарской области» до 2021 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2021 года в части уточнения условия предоставления социальных выплат на компенсацию первоначального взноса молодым специалистам — заключение договора участия в долевом строительстве или приобретение нового жилого помещения (не более двух лет с даты сдачи дома в эксплуатацию) на территории муниципального образования Самарской области, где молодой специалист работает.

3. Министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области:

3.1. Совместно с министерством образования и науки Самарской области осуществлять информирование абитуриентов и студентов профессиональных образовательных организаций Самарской области о реализуемых мероприятиях в сфере занятости населения и мерах государственной поддержки, предусмотренных Законом Самарской области «О молодом специалисте в Самарской области»;

3.2. Продолжить работу по проведению независимого мониторинга трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций региона;

3.3. Проводить мониторинг востребованности профессий (специальностей) в целях расширения перечня востребованных профессий (специальностей) для оказания поддержки молодым специалистам в соотвествии с Законом Самарской области «О молодом специалисте в Самарской области».

4. Министерству образования и науки Самарской области:

4.1. Продолжить работу по привлечению абитуриентов
в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку по образовательным программам среднего профессионального образования, востребованным на рынке труда;

4.2. Совместно с министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области продолжить работу по проведению независимого мониторинга трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций региона; представлять в министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области данные по выпускникам среднего профессионального образования с ИНН и СНИЛС для проведения мониторинга трудоустройства;

4.3. Совместно с министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области осуществлять информирование абитуриентов и студентов профессиональных образовательных организаций Самарской области о реализуемых мероприятиях в сфере занятости населения и мерах государственной поддержки, предусмотренных Законом Самарской области «О молодом специалисте в Самарской области»;

4.4. Обеспечить достижение целевых показателей регионального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование»;

4.5. Укреплять материально-техническую базу профессиональных образовательных организаций, в частности повышать уровень обеспеченности современным оборудованием;

4.6. Предусмотреть средства областного бюджета на ремонт учебных корпусов и общежитий профессиональных образовательных организаций;

4.7. Совместно с министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области и министерством управления финансами Самарской области проработать вопрос увеличения должностных окладов работников профессиональных образовательных организаций с дифференциацией по квалификационным категориям с учетом положений Самарского областного трехстороннего соглашения о регулировании социально-трудовых отношений в 2018-2020 годах и инициировать внесение соответствующих изменений в постановление Правительства Самарской области;

4.8. Совместно с Ассоциацией «Союз работодателей Самарской области» продолжить работу по развитию дуальной технологии обучения;

4.9. Продолжить работу по организации повышения квалификации (стажировки) наставников и педагогических работников.

5. Профессиональным образовательным организациям:

5.1. Осуществлять совместно со службой занятости населения Самарской области информирование абитуриентов и студентов о реализуемых мероприятиях в сфере занятости населения и мерах государственной поддержки, предусмотренных Законом Самарской области «О молодом специалисте в Самарской области»;

5.2. Проводить работы по обустройству закрепленных территорий с целью совершенствования имиджа профессиональных образовательных организаций и привлечения абитуриентов;

5.3  Активизировать взаимодействие профессиональных образовательных организаций и предприятий по наполнению вариативной части учебных планов в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области до 2030 года.

6. Ассоциации «Союз работодателей Самарской области»:

6.1. Обеспечить участие предприятий в развитии дуальной технологии  обучения;

6.2. Продолжить содействие профессиональным образовательным организациям региона в формировании сообщества экспертов демонстрационного экзамена из числа представителей предприятий (организаций);

6.3. Обеспечить вхождение в наблюдательные (управляющие) советы профессиональных образовательных организаций представителей работодателей — руководителей предприятий или специалистов технического профиля;

6.4.  Принимать участие в разработке профессиональными образовательными организациями программ учебных дисциплин профессиональных образовательных организаций, в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий, распространении положительного опыта взаимодействия предприятий и образовательных организаций, привлечении квалифицированных кадров предприятий
к образовательному процессу;

6.5. Принимать участие в разработке профессиональных стандартов, совершенствовании системы прогнозирования спроса и предложения рабочей силы, формировании заказа на подготовку специалистов нужного профиля, а также в решении вопросов обновления материально-технической базы профессиональных образовательных организаций;

6.6. Продолжить содействие в улучшении условий занятости
на предприятиях для молодых специалистов (повышение уровня заработной платы, предоставление возможности получения жилья и т.п.);

6.7. Активизировать взаимодействие предприятий и профессиональных образовательных организаций по наполнению вариативной части учебных планов в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области до 2030 года.

7. Органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области:

7.1. Активнее использовать потенциал профессиональных  образовательных организаций для реализации стратегий социально-экономичного развития территории муниципального образования;

7.2. Обеспечивать надлежащее состояние подъездных путей к зданиям и прилегающей территории профессиональных образовательных организаций.

Рекомендации утверждены решением Совета Думы от 22 октября 2019 года № 605 (*.pdf, 51 Кб)

18 октября 2019 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться