Рекомендации участников заседания «круглого стола» на тему «О мерах социальной поддержки и социальной помощи семьям с детьми-инвалидами на территории Самарской области» 5 марта 2019 года

г. Самара

В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства. Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в статье 7 и ч. 1 ст. 38 основного закона Российской Федерации. В статье 72 Конституции РФ вопросы защиты семьи и детей отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, без разрешения которых невозможно расширить границы доступного мира, приобщить ребенка к современным достижениям цивилизации.

Дети-инвалиды, как одна из наиболее незащищенных категорией населения, требуют к себе особого внимания со стороны государства. Спектр проблем, возникающих перед семьей с особым ребенком, весьма широк: это медицинские, экономические, психологические проблемы, трудности, связанные с обучением, воспитанием и дальнейшим трудоустройством, а также проблемы отношения общества к детям-инвалидам. Изучение проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, особенностей их образа жизни, социального статуса в современном обществе крайне важно.

Понимание типологических особенностей семей с детьми-инвалидами, их проблем важно для эффективного выстраивания системы социальной поддержки данной категории семей. И здесь многое зависит от профессионализма социальных работников, призванных оказывать помощь семьям с детьми-инвалидами, содействовать обеспечению их необходимыми средствами, знаниями, навыками.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость его социальной защиты.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Как и во всем мире, в России наблюдается тенденция увеличения численности детей-инвалидов. По данным Росстата на 1 января 2017 года, в Российской Федерации их число составило 636 000 человек, что на 3,08% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (617 000 человек).  Количество детей-инвалидов до 18 лет в РФ на 1 января 2018 года — 655 014 чел., на 1 января 2019 года — 670 086 чел.

В ходе Послания Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года Президент РФ В.В.Путин уделил особое внимание данной категории и предложил увеличить пособия семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды: «Сегодня пособие по уходу за детьми с инвалидностью и за инвалидами с детства первой группы всего 5,5 тысячи рублей. Предлагаю уже с 1 июля текущего года повысить его до 10 тысяч рублей. Понимаю, конечно, что и это немного. И тем не менее такая мера станет дополнительной поддержкой для семей, где ребёнок нуждается в особой заботе».

Нововведение должно вступить в силу с 1 июля 2019 года.

11 февраля 2019 года Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин провел совещание по вопросу координации исполнения Плана мероприятий по реализации рекомендаций, содержащихся в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам инвалидов по первоначальному докладу Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов.

В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, и в 2018 году Комитет ООН по правам инвалидов рассмотрел первоначальный доклад Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции.

В результате обсуждения положительно оценена начатая в России работа по созданию в стране доступной среды; формированию системы инклюзивного образования; расширению сферы использования русского жестового языка; увеличению государственных затрат на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации; развитию субтитрирования на федеральных телеканалах; улучшению условий доступа незрячих людей к опубликованным печатным произведениям.

Основное внимание при обсуждении доклада было сосредоточено на дальнейших шагах по выполнению тех положений Конвенции, по которым отмечено наименьшее улучшение по соблюдению прав инвалидов. Заместителем Председателя Правительства РФ Татьяной Голиковой утвержден План мероприятий по более последовательному и системному выполнению Конвенции.

В План вошли мероприятия по расширению возможностей для ведения инвалидами самостоятельного образа жизни, формированию современной системы комплексной реабилитации инвалидов, созданию безбарьерной среды не только в крупных городах, но и в отдаленных и сельских населенных пунктах, выявлению и пресечению дискриминации по признаку инвалидности.

Максим Топилин подчеркнул, что к выработке решений по Плану федеральные органы исполнительной власти должны привлекать общественные организации инвалидов. «Ни один доклад министерств не будет принят Правительством России без одобрения его выводов общественными организациями», — акцентировал внимание министр труда и социальной защиты Российской Федерации.

В связи с этим перед регионами ставятся новые задачи, в решении которых должны принимать активное участие не только органы государственной власти всех уровней, но и некоммерческие организации и общественные объединения, граждане, профессиональные союзы, средства массовой информации. Основной целью государственной социальной политики в интересах детей-инвалидов является успешная интеграция их в жизнь общества, создание равных возможностей для обеспечения их прав на образование, здравоохранение, всестороннее развитие и самореализацию.

Заслушав доклады и выступления, с учетом состоявшего обсуждения участники «круглого стола»

РЕКОМЕНДУЮТ:

Самарской Губернской Думе:

  1. Включить в план работы комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике рассмотрение вопросов:
  • об организации перевозок детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • о реализации полномочий в сфере обеспечения техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями и санаторно-курортным лечением граждан Самарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (в ноябре 2019 года).
  1. Изучить возможность разработки обращения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации о возможности внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации
    от 29 марта 2018 года № 339 об установлении категории «ребенок-инвалид» при первичном освидетельствовании ребенка, имеющего инсулинозависимый сахарный диабет, до достижения возраста 18 лет.
  2. Изучить возможность разработки обращения в Министерство труда
    и социальной защиты Российской Федерации о возможности пересмотра сроков эксплуатации технических средств реабилитации детей-инвалидов.
  3. Рекомендовать комитету по образованию и науке рассмотреть на заседании комитета вопросы:
  • о предоставлении мест в дошкольных образовательных организациях для детей с ДЦП;
  • о деятельности в дошкольных образовательных организациях тьюторов и ассистентов (помощников);

Правительству Самарской области:

  1. Активизировать практику проведения приемов граждан Главным бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области совместно
    с органами исполнительной и законодательной власти по вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
  2. Проводить регулярно мониторинг потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости;
  3. Создавать безбарьерную среду в детских оздоровительных учреждениях Самары и Самарской области для организации летнего отдыха детей с ограниченными возможностями;
  4. Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области:
  • изучить опыт других регионов по работе с детьми-инвалидами, с целью внедрения успешных практик на территории Самарской области;
  1. Министерству образования и науки Самарской области:
  • провести работу с профессиональными организациями Самарской области с целью расширения возможностей получения образования по программам образования с использованием дистанционных образовательных технологий детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • рассмотреть возможность предоставления бюджетных мест для подготовки специалистов в сфере адаптивной физической культуры и спорта в вузах Самарской области.
  1. Министерству здравоохранения Самарской области:
  • обратить внимание на проблему ранней диагностики аутизма у детей.

Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации:

  1. Активизировать работу по проведению закупочных процедур по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Самарской области, техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение;
  2. Разместить на сайте Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации дополнительную информацию о новых пунктах приема граждан;
  3. Рассмотреть вопрос о выделении в отдельную электронную очередь детей-инвалидов, имеющих право, при наличии медицинских показаний, на санаторно-курортное лечение;
  4. Рассмотреть вопрос о внесении в Самарскую Губернскую Думу законодательного предложения и обоснования к нему о закупках ТСР у единственного поставщика.

Главному бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области:

Совместно с Самарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления сформировать по принципу существующей «Карты возможностей особенного ребенка», созданной проектом «Ванечка.РФ», «Карты возможностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Самарской области».

Органам местного самоуправления:

  1. Обеспечить всестороннюю поддержку общественным организациям, оказывающим помощь семьям, имеющим детей-инвалидов;
  2. Усилить работу на местах по формированию у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни;
  3. Активно использовать сайт Главного бюро медико-социальной экспертизы для информирования родителей детей с ОВЗ и инвалидностью по различным вопросам реабилитации.

Администрации городского округа Самара:

Обратить внимание на ситуацию с обеспечением транспортной доступности и доступной среды в школе-интернате № 113 г.о. Самара для обучающихся с ОВЗ.

Рекомендации утверждены решением Совета Думы от 19 марта 2019 года № 489 (*.pdf, 51 Кб)

5 марта 2019 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться