Рекомендации участников заседания «круглого стола» на тему «О практике реализации органами местного самоуправления исчерпывающих процедур в сфере строительства» 29 ноября 2018 года

г. Самара

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации  от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Федеральным законом от 20 апреля
2014 года № 80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации» в Градостроительный кодекс Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие наделение Правительства Российской Федерации полномочиями
по утверждению исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства.

Одновременно введен запрет на установление обязанности осуществления процедур, не предусмотренных данными исчерпывающими перечнями, в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительством РФ издано постановление от 30 апреля 2014 года № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства», которым утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается установление федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями, организациями обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства, в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Суть исчерпывающих перечней процедур состоит в том, чтобы в одном нормативном документе обозначить закрытый перечень всех процедур, установленных федеральными законами, актами Правительства, субъектов Российской Федерации, и которые обязаны проходить застройщики. Процедуры, не включенные в исчерпывающие перечни процедур в строительстве, прохождение которых органы власти либо иные организации требуют с застройщика, являются незаконными. Любой застройщик вправе обжаловать такие действия в органы антимонопольной службы или в органы прокуратуры.

Правительство Российской Федерации утвердило 6 исчерпывающих перечней процедур: в сфере жилищного строительства; в сфере строительства сетей теплоснабжения; в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения; в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ;  в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения (далее — исчерпывающие перечни).

Исчерпывающие перечни состоят из двух разделов: раздел I — процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации; раздел II — процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований.

Помимо самих перечней также сформированы реестры описания процедур, которые размещены на сайте Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации и содержат полезную и необходимую информацию для любого застройщика, начиная от перечня документов, необходимых застройщику для прохождения процедуры, оснований для отказа в приеме документов или в прохождении самой процедуры, до возможных форм получения результатов услуги — при личном обращении, по почте, в МФЦ или в электронном виде.

Президентом Российской Федерации дано поручение от 19 декабря 2014 года № Пр-2901 обеспечить контроль за приведением в субъектах Российской Федерации нормативных правовых актов в соответствие с исчерпывающим перечнем, их практическим применением.

Во исполнение данного поручения Президента Российской Федерации Минстроем России создан координационный совет (штаб) по мониторингу исполнения органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, законодательства о градостроительной деятельности с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, АНО «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов», заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № Пр-2901 проведен мониторинг соблюдения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления первого из указанных перечней — исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 30 апреля 2014 года № 403 и вступившего в силу 7 ноября 2014 года.
По результатам данного мониторинга, уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в среднем по Российской Федерации предоставляется порядка 30% услуг раздела I исчерпывающих перечней (из них 80% предоставляется непосредственно органами местного самоуправления).

Стандарт предоставления данных процедур (услуг), предусмотренный статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», входящий в состав утверждаемых уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления административных регламентов, должен соответствовать требованиям действующего федерального законодательства. Вместе с тем, согласно данным регионов, доля муниципальных образований, в которых нормативная правовая база отвечает требованиям федерального законодательства в части стандарта предоставления услуг, предусмотренных разделом I исчерпывающих перечней, в течение 2015-2018 годов в среднем по Российской Федерации остается на постоянно низком уровне в пределах 75%, а, согласно информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, количество ежегодно выявляемых нарушений в деятельности органов местного самоуправления по вопросам соблюдения законодательства о градостроительной деятельности остается на постоянно высоком уровне (в 2015 году опротестовано 5,5 тыс. незаконных нормативных правовых актов; в 2016 году — 6,7 тыс. актов; в 2017 году — 6 тыс. актов; в первом полугодии 2018 года — 6 тыс. актов).

На заседании Координационного совета по мониторингу соблюдения органами власти субъектов РФ и организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, законодательства о градостроительной деятельности в ноябре 2017 года отмечено, что на уровне субъектов РФ основные претензии в градостроительной сфере относятся к деятельности органов местного самоуправления.

По информации Минстроя, только 26 регионов заявили о полном соответствии муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности. При этом мониторинг внедрения целевой модели по стройке фиксирует худшие результаты — в части предоставления услуг по выдаче ГПЗУ и разрешений на строительство административные регламенты, в том числе на муниципальном уровне, привели в соответствие с законодательством только 8 регионов из 85 по состоянию на октябрь 2017 года.

Кроме того, отмечены проблемы с профессиональным уровнем муниципальных служащих, что выливается в произвольное толкование законодательства при подготовке административных регламентов и иных основополагающих документов. Еще одна причина сложившейся ситуации – низкий уровень доступности информации в сфере градостроительства
для застройщиков.

К основным причинам несоблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства при подготовке соответствующих муниципальных правовых актов относятся:

  • низкий уровень квалификации муниципальных служащих, осуществляющих подготовку административных регламентов предоставления муниципальных услуг в сфере строительства;
  • низкий уровень контроля со стороны органов власти субъекта Российской Федерации за деятельностью органов местного самоуправления;
  • несвоевременное внесение изменений в муниципальные правовые акты, которыми установлен порядок прохождения процедур исчерпывающих перечней, в связи с изменениями федерального законодательства, направленных на его совершенствование, в том числе улучшение инвестиционного климата.

К типовым нарушениям законодательства Российской Федерации, выявленным в ходе оценки стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, содержащихся в административных регламентах предоставления государственных (муниципальных услуг) в сфере строительства, относятся:

  • некорректное определение круга заявителей для получения услуги;
  • указание в перечне правовых оснований для предоставления услуги недействующих нормативных правовых актов;
  • несоответствие срока предоставления услуг действующему законодательству Российской Федерации;
  • расширение законодательно установленного перечня документов, необходимых для предоставления услуги, которые заявитель должен представить самостоятельно;
  • расширение законодательно установленного перечня оснований для отказа в приеме заявления или отказа в предоставлении услуги.

Следствием такой ситуации является отсутствие единообразных, отвечающих требованиям федерального законодательства порядка и условий прохождения на местах административных процедур, необходимых для реализации инвестиционно-строительных проектов, возникновение необоснованных административных барьеров для застройщиков и ограничение конкуренции.

Минстроем России подготавливается законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стандартизации государственных и муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности)».

Проект разработан в целях исполнения подпункта «б» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № Пр-2347ГС, пункта 13 раздела V «Строительство» плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 года № 1697-р, пункта 1 Плана мероприятий по подготовке проектов федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, необходимых для отмены избыточных и (или) дублирующих процедур, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2017 года № 1954-р, а также целевой модели «Получение разрешений на строительство и территориальное планирование», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р (далее — Целевая модель).

Законопроект направлен на обеспечение однородной практики предоставления уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных исчерпывающими перечнями, а также на сокращение срока предоставления отдельных услуг в сфере строительства.

В частности, законопроектом предлагается:

1) стандартизировать порядок, условия и результаты предоставления государственных и муниципальных услуг путем установления федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных исчерпывающими перечнями (далее — единые стандарты).

Единые стандарты станут нормативными правовыми актами, обладающими приоритетом над административными регламентами, утверждаемыми на всех уровнях публичной власти, определяющими структуру, порядок, условия и результат предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги, предусмотренной исчерпывающими перечнями. Первые единые стандарты планируется утвердить в отношении государственных и муниципальных услуг, относящихся непосредственно к сфере градостроительства, курируемой Минстроем России;

2) сократить с 1 января 2020 года срок выдачи разрешения на строительство с 7 до 5 рабочих дней и срок выдачи градостроительного плана земельного участка с 20 до 14 рабочих дней.

Данная мера направлена на реализацию пунктов 2.1.1 и 2.4.1 Целевой модели с учетом лучших региональных практик и позволит снизить временные издержки застройщиков на получение указанных документов.

Реализация положений законопроекта позволит:

1) создать единые для всей территории Российской Федерации условия прохождения застройщиками процедур, включенных в исчерпывающие перечни;

2) существенно сократить количество случаев неправомерного истребования от субъектов градостроительных отношений дополнительных документов, предоставления отказов в принятии документов на рассмотрение и отказов в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

3) облегчить контроль за качеством оказания услуг, предусмотренных исчерпывающими перечнями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также принимаемых ими правовых актов;

4) ускорить прохождение процедур, необходимых для получения разрешения на строительство;

5) создать законодательные условия для последующего перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид на основе единых форматов (единых форм запросов о предоставлении соответствующей услуги, форм документов, являющихся результатом их предоставления).

Вместе с тем, обсудив основные проблемы, участники заседания «круглого стола»

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Министерству строительства Самарской области доработать проект закона Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области» (в части регламентации вопросов осуществления органами местного самоуправления исчерпывающих процедур в сферах строительства) с учётом предложений и замечаний участников «круглого стола».

2. Самарской Губернской Думе направить доработанный проект закона в Правительство Самарской области в целях формирования консолидированной позиции органов исполнительной власти Самарской области.

3. Комитету Самарской Губернской Думы по строительству подготовить информационно-методические материалы для органов местного самоуправления по актуальным вопросам правоприменительной практики осуществления исчерпывающих процедур в сферах строительства.   

         4. Органам местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области:

         1) изучить необходимость осуществления процедур, связанных  с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях муниципальных образований в Самарской области, в том числе:

  •  согласование схемы движения транспорта и пешеходов на период проведения работ на проезжей части;
  •   проведение контрольно-геодезической съёмки и передача исполнительной документации в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления;
  •   принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим 3 и более детей;
  •   принятие решения о бесплатном предоставлении гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства  в случаях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации;
  •   предоставление заключения о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций и сооружений;
  •   согласование проведения работ в технических и охранных зонах;
  •   выдача разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов;

2) разработать порядки проведения вышеуказанных процедур в случае признания необходимости их осуществления;

3) проинформировать министерство строительства Самарской области и комитет Самарской Губернской Думы по строительству об использовании вышеуказанных процедур в целях обобщения правоприменительной практики и подготовки предложений по совершенствованию норм действующего законодательства.

Рекомендации утверждены решением Совета Думы от 18 декабря 2018 года № 435 (*.pdf, 159 Кб)

29 ноября 2018 г.
Дата изменения: 25 декабря 2018 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться