Рекомендации участников заседания «круглого стола» на тему «Профилактика девиантного поведения, наркомании и правонарушений в молодежной среде» 29 ноября 2018 года

г.о. Самара

В Российской Федерации значительное внимание наряду с поддержкой семьи и защиты прав детей уделяется проблеме детской и подростковой девиации деструктивной направленности, а также преступности несовершеннолетних.

Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции от 27 июня 2018 года) установлены основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 4 июня  2018 года) установлены обязанности органов государственной власти Российской Федерации по принятию мер по защите ребенка от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей   на 2012 – 2017 годы, которой провозглашено обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей.

В развитие данной Национальной стратегии принят ряд иных нормативных актов:

- Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста,   с которого наступает уголовная ответственность (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 1430-р (в редакции от 1 сентября 2018 года);

- Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года № 520-р);

- План мероприятий на 2017-2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года № 520-р);

- Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

- План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации  от 6 июля 2018 года № 1375-р);

- Концепция информационной безопасности детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года № 2471-р);

- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618-р).

Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690 (в редакции от 23 февраля 2018 года) формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у детей школьного возраста отнесено к задачам, направленным на достижение стратегической цели профилактики немедицинского потребления наркотиков, а именно, сокращения масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирования негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенного снижения спроса на них.

Значимым итогом работы всех органов, осуществляющих деятельность в сфере профилактики девиантного поведения и правонарушений в молодежной среде, в 2017 году стало заметное снижение подростковой преступности.

Вместе с тем Президент Российской Федерации В.В.Путин особо выделил проблему детской и подростковой преступности: «В прошедшем году на 16 процентов снизилось число преступлений, совершенных подростками, но внимание к этому направлению должно оставаться неизменно высоким. Надо оперативно реагировать на все сигналы, поступающие от учителей, родителей, самих школьников, более активно заниматься профилактикой подростковой преступности. Причем такая работа должна охватывать не только тех, кто входит в так называемые группы риска. Случается, что дети из благополучных семей попадают в сложные ситуации. Главное — своевременно выявлять и решать острые проблемы, чтобы они не приводили к бедам и трагедиям».

 К числу безусловных приоритетов Министерства внутренних дел Российской Федерации отнесена профилактика правонарушений. Сегодня на местах реализуется 4,5 тысячи региональных и муниципальных программ с общим объемом финансирования 65,5 миллиарда рублей. В центре внимания всех субъектов профилактики, в том числе органов внутренних дел, остаются дети и подростки из так называемых групп риска. Адресной работой были охвачены 290 тысяч ребят, совершивших различные правонарушения, при этом каждый третий из них снят с учета в связи  с исправлением. В результате принимаемых мер в целом ситуация улучшилась. С 2012 года количество уголовно наказуемых деяний, совершенных подростками, сократилось почти на одну треть. Однако вопрос защиты их прав и законных интересов остается крайне важным.

Данная позиция федеральных органов власти находит безусловную поддержку в Самарской области. Так, 23 января 2018 года, выступая на расширенном заседании коллегии ГУ МВД России по Самарской области, врио Губернатора Самарской области Д.И.Азаров среди первоочередных задач органов внутренних дел назвал профилактику безнадзорности и подростковой преступности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 165-р (в редакции от 26 декабря 2014 года) утверждена Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года.

Среди прочих направлений социального развития Приволжского федерального округа указана молодежная политика (раздел 6 Стратегии).

В настоящее время в субъектах Приволжского федерального округа проживает 7,9 млн. молодых людей, что составляет значительную часть (более 26 процентов) общего числа населения.

К наиболее значимым проблемам молодежи можно отнести безработицу, распространение наркомании и алкоголизма, отсутствие доступного жилья, ухудшение здоровья детей и подростков, высокий уровень преступности среди молодежи.

Работу с молодежью Приволжского федерального округа планируется вести по следующим основным направлениям:

вовлечение молодежи в социальную практику (необходимо разработать эффективные модели и формы вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, в том числе в деятельность трудовых объединений и студенческих отрядов, уделить внимание развитию молодежных бирж труда и других форм занятости, повысить эффективность патриотического воспитания молодежи);

формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи (следует существенно увеличить количество молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях, в том числе в профессиональных и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, научных олимпиадах);

обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации (необходимо предпринять меры, направленные на повышение эффективности и расширение сети региональных (муниципальных) служб социальной реабилитации несовершеннолетних).

Ожидаемый результат реализации Стратегии — наличие разнообразных возможностей для самовыражения молодых людей всех категорий, повышение социальной активности, активное участие в жизни общества, предупреждение деструктивного и девиантного поведения. Кроме того, отдельным значимым результатом реализации Стратегии станет возвращение в общество и к созидательному труду молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также популяризация и повышение привлекательности в молодежной среде активной жизненной позиции, подкрепляемой действиями и достижениями.

Необходимо отметить, что на территории Самарской области в рамках имеющихся полномочий принимаются необходимые меры в данной сфере правового регулирования.

Законом Самарской области от 11 декабря 2017 года № 117-ГД «О профилактике правонарушений на территории Самарской области» определены полномочия органов государственной власти Самарской области:

участие в организации обеспечения социальной адаптации  и социальной реабилитации лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию (включая безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних лиц, несовершеннолетних лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях);

принятие в пределах компетенции необходимых мер  по проведению спортивных и физкультурных мероприятий с участием несовершеннолетних и молодежи, а также пропаганде физкультуры, спорта и здорового образа жизни;

оказание содействия в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий среди воспитанников специализированных учреждений  для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальных учебно-воспитательных учреждений;

обеспечение разработки и внедрения в практику образовательных организаций программ и методик по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и формированию навыков здорового образа жизни среди детей и молодежи;

организация повышения квалификации специалистов образовательных организаций в Самарской области по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних;

осуществление мер по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с отклонениями в поведении в целях предупреждения девиантного поведения;

осуществление взаимодействия с учреждениями образования в Самарской области по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

осуществление поддержки общественно значимых проектов в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Законом Самарской области от 12 декабря 2011 года № 144-ГД «О профилактике наркомании и токсикомании в Самарской области» (в редакции от 17 июля 2018 года) к полномочиям органов исполнительной власти Самарской области по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании  и токсикомании в сфере образования и науки среди прочего отнесены:

осуществление мер по развитию сети специальных  учебно-воспитательных учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении в целях предупреждения девиантного поведения;

ведение учета несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей, относящихся к группе риска,

осуществление в пределах своей компетенции индивидуально-профилактической работы путем организации досуга и занятости несовершеннолетних, просветительных и иных мероприятий в целях профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании.

В соответствии с федеральным законодательством и законодательством Самарской области комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции осуществляют профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании  среди несовершеннолетних путем реализации мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупностис индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляют принятие решений о проведении профилактической работы с несовершеннолетними, злоупотребляющими психоактивными веществами, а также выявляют семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, злоупотребляющих психоактивными веществами.

Органы местного самоуправления муниципальных образований  в Самарской области в соответствии с переданными им отдельными государственными полномочиями реализуют мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании среди несовершеннолетних, осуществляют деятельность по укреплению института семьи.

На территориях городских округов и муниципальных районов Самарской области реализуются муниципальные программы: по противодействию незаконному обороту наркотических средств и профилактике наркомании; по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав; по молодежной политике. Комиссии по делам несовершеннолетних проводят выездные заседания в образовательных учреждениях, в ходе которых осуществляется индивидуальная работа с подростками группы риска и состоящими на учете, с родителями из находящихся в социально опасном положении семей. Путем проведения рейдов совместно с органами полиции в вечернее и ночное время осуществляется контроль исполнения Закона Самарской области от 3 декабря 2009 года № 127-ГД «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию». Организациями  и учреждениями в муниципальных образованиях систематически проводятся мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, патриотическое воспитание молодежи, развитие творческих способностей  и социальной активности.    

Наркомания, как болезнь и негативное социальное явление, по-прежнему остается одной из острых проблем и требует четких скоординированных действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов по профилактике пагубной зависимости, снижению спроса на запрещенные вещества и оздоровлению наркоситуации в регионе.

В целом наркоситуация в сфере подростковой наркомании в Самарской области в последние годы (2015-2018 годы) характеризуется снижением числа зарегистрированных потребителей запрещенных веществ.

Так, если в 2015 году на наркологических учетах находилось 309 детей до 14 лет) и подростков (14-17 лет), в том числе 21 — с диагнозом наркомания (все подростки), 288 — допускающих потребление наркотиков   (42 ребенка и 246 подростков), то в результате принимаемых в регионе мер профилактического воздействия, оказания своевременной медицинской помощи за три года общее число наркозависимых детей и подростков к началу 2018 года сократилось более чем в четыре раза (с 309 до 74), больных наркоманией — с 15 до 11, а допускающих потребление —  с 434 до 63.

Начиная с 2016 года не зарегистрировано ни одного летального случая от отравлений наркотиками среди несовершеннолетних (в 2014 году — 3,  в 2015 году — 1). Число фактов острых отравлений среди лиц данной категории сократилось почти втрое (с 21 до 8).

Тенденция к общему оздоровлению наркоситуации в Самарской области была отмечена в ходе выездного совещания Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, состоявшегося 15 мая текущего года в городе Саратове, участие в котором принял врио Губернатора Самарской области Д.И.Азаров.

Вместе с тем непрекращающееся вовлечение в потребление запрещенных веществ несовершеннолетних граждан вызывает особую тревогу.

Под наблюдением врачей-наркологов с диагнозом «наркомания» находилось 6 подростков (3 — жители городского округа Тольятти, 2 — городского округа Самара, 1 — городского округа Новокуйбышевск)на профилактическом наблюдении — 50 пациентов (42 подростка и 5 детей), из которых почти две трети (32 человека, 64%) являются жителями городских округов Самара и Тольятти (11 и 21 соответственно).

Проблеме противодействия подростковой наркомании, своевременному выявлению наркопотребителей уделено самое пристальное внимание со стороны председателя областной антинаркотической  комиссии — Губернатора Самарской области Д.И.Азарова. Вопросы, связанные с профилактикой наркомании в молодежной среде, рассматриваются ежеквартально.

Как показывают данные наркологических учетов и результаты деятельности правоохранительных органов, проблема подростковой наркомании и, как следствие, вовлечение несовершеннолетних  в противоправную и преступную деятельность, наиболее остро стоит в городских округах Самара, Тольятти.

Всего в текущем году выявлено 11 граждан в возрасте 14-17 лет, совершивших наркопреступления (в 2017 году — 22). Это жители городского округа Самара (6), городского округа Тольятти (4) и муниципального района Волжский (1).

Согласно информации УФСИН России по Самарской области за 9 месяцев 2018 года филиалами Федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Самарской области» (далее — ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области) учтены 157 несовершеннолетних, из них 13 лиц, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков,  что составляет 17,06% от всех осужденных, прошедших по учету.

Филиалы ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области сотрудничают с государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Самарской области, в которых осужденные проходят лечение от наркомании и медицинскую реабилитацию: «Самарский областной наркологический диспансер», «Сызранский наркологический диспансер», «Тольяттинский наркологический диспансер»,  «Новокуйбышевский наркологический диспансер», «Чапаевский наркологический диспансер».

С целью реализации Федерального закона от 23 июня 2016 года  № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» между ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области и государственным бюджетным учреждением Самарской области «Областной центр социальной помощи семье и детям» подписано соглашение о совместной деятельности, которое определяет порядок взаимодействия между учреждениями социального обслуживания граждан, осужденных без изоляции от общества, а также социальной реабилитации лиц, признанных больными наркоманией в соответствии со статьями 73, 72.1, 82.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Соглашением предусмотрен обмен информацией о прохождении осужденными гражданами (без изоляции от общества), признанными больными наркоманией, социальной реабилитации. Списки вновь выявленных лиц, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств направляются ежемесячно в указанный «Областной центр социальной помощи семье и детям».

О гражданах, не приступивших к получению социальных услуг, в ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области направляется информация для дальнейшей работы по мотивации лиц целевой аудитории на прохождение социальной реабилитации.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних, употребления ими алкогольных и наркотических средств является приоритетным направлением в работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 

В целом можно отметить позитивную тенденцию снижения общего количества преступлений, совершенных несовершеннолетними: из 14962 человек, совершивших преступления в течение 9 месяцев 2018 года, выявлено 425 несовершеннолетних лиц, что составляет 88,9%  по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.

Реализация  Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на территории области осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав на муниципальном и региональном уровнях власти.

Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Самарской области (далее — межведомственная комиссия) вопросы девиантного поведения несовершеннолетних рассматривались на заседаниях с января текущего года.

Профильным министерствам и ведомствам поставлены первоочередные задачи:

  • пересмотреть вопрос выбора охранных организаций, которые непосредственно осуществляют контрольно-пропускной режим в учреждениях образования, обратив особое внимание на их подбор с учетом морально-деловых качеств;
  • разработать и организовать систему внеплановых проверок образовательных учреждений на предмет эффективности работы таких охранных организаций, а также работоспособности систем оповещения, видеонаблюдения и охранных сигнализаций;
  • провести работу по выявлению и  направлению на психологическое диагностирование детей, попавших в группу особого внимания;
  • вывести на новый уровень мероприятия в рамках воспитательно-профилактической работы по повышению правовой культуры, гражданской  и уголовной ответственности у учащихся. 

Тематика профилактики правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних рассматривались межведомственной комиссией в разрезе таких вопросов, как: меры профилактики вовлечения несовершеннолетних в криминальные субкультуры и иные экстремистские  и антиобщественные организации; патриотическое, духовное и культурное  воспитание несовершеннолетних; меры, принимаемые субъектами системы профилактики, органами местного самоуправления, направленные  на предупреждение преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, в отношении них, а также направленные  на профилактику алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних.

Параллельно с региональной комиссией муниципальные комиссии вели свою профилактическую работу, опираясь на рекомендации органов власти      и особенности своей территориальной оперативной обстановки.

В соответствии с законом индивидуально-профилактическая работа субъектов системы профилактики строится по результатам рассмотрения административных материалов в отношении несовершеннолетних  и их родителей.

В 2017 году наибольшее количество преступлений, совершенных  несовершеннолетними, было связано с хищением чужого имущества и нанесением телесных повреждений.

Анализируя статистику правонарушений несовершеннолетних   за текущий год, к сожалению, необходимо отметить рост по отношению  к аналогичному периоду прошлого года количества административных протоколов по следующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статья 6.9 (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ), статья 6.8 (незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ  или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, а также статья 20.20 (потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах).

Вместе с тем отмечается общее снижение правонарушений несовершеннолетних по статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статье 7.27 (мелкое хищение), статье 7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества), статье 20.1 (мелкое хулиганство).

При выяснении мотивов совершения правонарушений, подростки указывают на отрицательное влияние друзей, близкого окружения, незнание последствий своего проступка, спонтанные решения, желание выделиться в коллективе.

Говоря о профилактике девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних, необходимо отметить работу, проводимую межведомственной комиссией по принятию решений о допуске  или недопуске лиц, имевших судимость, к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних.

Рассматривая в совокупности служебные характеристики заявителя, обстоятельства совершения преступления, анализируя временной период, следующий после наступления факта уголовного преследования, комиссия  коллегиально, путем голосования принимает решение: представляет  или не представляет заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

За истекший период межведомственной комиссией проведено  10 заседаний, на которых рассмотрено 73 заявителя, выдано разрешений на трудовую деятельность с участием несовершеннолетних 60 заявителям, остальным отказано по различным причинам.

Самовольные уходы как из дома, так и из государственных учреждений являются одним из самых первых проявлений девиации  у несовершеннолетних. Согласно статистике, наиболее часто самовольные уходы совершаются из государственных учреждений городских округов Самара и Тольятти, реже городских округов Новокубышевск  и Чапаевск. Аппаратом межведомственной комиссии в декабре текущего года запланирован выезд в государственное казенное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» городского округа Самара с целью проверки условий проживания несовершеннолетних и установления причин девиантного поведения подростков, выражающегося в регулярном нарушении режима учреждения и самовольных уходах.

Прокуратурой Самарской области в ходе осуществления надзорной деятельности большое внимание уделяется вопросу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Несмотря на складывающуюся положительную динамику снижения  в целом подростковой преступности на 11,5%, особую озабоченность вызывает увеличение количества совершенных подростками преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Так, по итогам полугодия рост в указанной сфере составил 53,8% (с 39 до 60), а преступлений, связанных со сбытом наркотических средств — на 188,9 % (с 18 до 52).

За анализируемый период 4 несовершеннолетних совершили многоэпизодные преступления, связанные со сбытом наркотических средств.

За 10 месяцев 2018 года в территориальные органы МВД России поступило 1264 заявления о розыске 794 несовершеннолетних. Проведенный анализ свидетельствует о снижении на 3,4% количества заявлений о розыске несовершеннолетних, ушедших из дома, и рост на 9,4% количества заявлений о розыске несовершеннолетних, ушедших из государственных учреждений.

За период нахождения в розыске два подростка стали жертвами преступлений, предусмотренных статьями 132, 134, 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По итогам проверок прокуратурой Самарской области регулярно направляется информация в адрес председателя межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Самарской области, областную межведомственную комиссию  по координации деятельности в сфере профилактике правонарушений, представления в адрес начальника ГУ МВД России по Самарской области, министра образования и науки Самарской области.

В сфере защиты несовершеннолетних усилия прокуратуры и правоохранителей сосредоточены на каждом случае суицида несовершеннолетних. По ним в обязательном порядке отрабатывается версия совершения суицидальных действий под влиянием «групп смерти».  В текущем 2018 году в Самарской области зафиксировано 28 попыток самоубийств несовершеннолетних и 7 суицидов.

На особом контроле прокуратуры Самарской области находится деятельность органов системы профилактики по противодействию распространению «арестанстко-уркаганского единства» (далее – АУЕ).

По инициативе прокуратуры Самарской области министерством образования и науки Самарской области 23 мая 2018 года проведено совещание с участием представителей органов системы профилактики безнадзорности правонарушений, где выработаны дополнительные меры, направленные на предупреждение распространения указанного явления.

Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Самарской области принят алгоритм действий органов системы профилактики, направленных на профилактику АУЕ.

Прокуратурой Самарской области проведено совещание  с оперативными сотрудниками УФСБ России по Самарской области, на котором должностные лица ориентированы на принятие мер по противодействию деятельности АУЕ и соответствующего документирования возможных противоправных действий, в том числе экстремистского характера и с использованием сети «Интернет».

Привлечение несовершеннолетних к занятиям физической культурой и спортом является важным аспектом профилактики девиантного поведения, распространения наркомании и связанных с ней правонарушений среди детей и молодежи и охватывает такие направления, как:

  • организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий;
  • привлечение несовершеннолетних к систематическим занятиям физической культуры и спортом;
  • внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО (далее – комплекс ГТО);
  • обеспечение деятельности учреждений физической культуры и спорта, реализующих спортивную подготовку.

На 1 января 2018 года доля детей и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи составила 797169 человек (83,9 %), в том числе несовершеннолетних — 561550 человек.

В настоящее время в Самарской области сформирована непрерывная система проведения физкультурных и спортивных мероприятий.

В период с января по ноябрь 2018 года министерством спорта Самарской области проведено 88 официальных физкультурных и 598 спортивных мероприятий.

Наиболее значимыми и массовыми из проведенных официальных физкультурных мероприятий с участием детей и молодежи являются:

  • Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» (15000 человек),
  • Всероссийский день бега «Кросс нации» (20000 человек),
  • спортивный праздник, посвященный Дню физкультурника (6000 человек),
  • областной турнир по футболу среди дворовых команд «Лето с футбольным мячом» (более 30000 человек),
  • Всероссийские соревнования по спортивному ориентированию «Российский азимут» (1000 человек);
  • Областная универсиада среди команд образовательных организаций высшего образования;
  • Открытый турнир Самарской области под девизом «Бокс за здоровый образ жизни, за мир и дружбу между народами! Спорт — Посол Мира».

Важным аспектом профилактической работы с детьми и молодежью является организация физкультурно-оздоровительной работы в каникулярное время. Ежегодно проводятся муниципальные и региональные этапы соревнований среди детей и подростков на призы клубов «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Лето с футбольным мячом». Спортивными школами, подведомственными министерству, были проведены 17 профильных смен и 74 учебно-тренировочных сбора, участие в которых приняло 1340 человек.

Ежегодно на территории Самарской области с участием учащейся и студенческой молодежи министерством спорта Самарской области проводятся:

  • летний фестиваль комплекса ГТО среди обучающихся образовательных организаций;
  • фестиваль комплекса ГТО среди студентов высших учебных заведений;
  • фестиваль комплекса ГТО среди участников молодежного форума ПФО «iВолга»;
  • фестиваль комплекса ГТО среди семейных команд;
  • областной физкультурно-спортивный фестиваль «ГТО — одна страна, одна команда!».

В настоящее время количество зарегистрированных жителей Самарской области в электронной базе данных комплекса ГТО составляет более 104 тысяч  человек, из которых более 55 тысяч человек (52%) это учащиеся образовательных учреждений Самарской области в возрасте 6-17 лет.

В 2018 году (по состоянию на 20 ноября 2018 года) участие в выполнении нормативов комплекса ГТО приняло 17363 человека в возрасте от 6 до 17 лет, среди них на знаки отличия комплекса ГТО выполнили 3531 человек, в том числе: 1296 — золото, 1567 — серебро, 668 — бронза.

Одним из значимых элементов профилактической работы является организация физкультурных занятий по месту жительства. В большинстве муниципальных образований введены ставки инструкторов по месту жительства. Инструкторы проводят регулярные тренировки, спортивные состязания, а также физкультурно-развлекательные мероприятия.

По информации органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области на территории региона (в 9 городских округах и 31 муниципальном районе) свою работу по месту жительства ведут 387 инструкторов по физической культуре и спорту, что, по мнению министерства спорта Самарской области, считается недостаточным.

Охват занимающихся под руководством инструкторов по месту жительства составляет 22263 человека.

На территории Самарской области осуществляют деятельность 48 учреждений физкультурно-спортивной направленности, реализующих спортивную подготовку, из них:

26 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва,

  • 4 спортивные школы олимпийского резерва,
  • 11 детско-юношеских спортивных школ,
  • 3 школы высшего спортивного мастерства,
  • 2 спортивные школы;
  • 1 центр спортивной подготовки.

В перечисленных выше учреждениях функционирует 184 отделения по 64 видам спорта. Общее количество занимающихся в указанных спортивных школах составило 43 869 человек.

Основным фактором, влияющим на доступность занятий физической культурой, является наличие спортивной инфраструктуры.

На начало 2018 года уровень обеспеченности спортивными сооружениями населения Самарской области составил 36,3% от норматива (в 2013 году данный показатель составлял только 18,6%). Залогом положительной динамики стало планомерное развитие спортивной инфраструктуры, в том числе строительство универсальных спортивных площадок. С 2010 года за счет Самарской области установлено 182 спортивные площадки.

С 2014 года по настоящее время на территории Самарской области выполнено строительство, реконструкция и капитальный ремонт 48 спортивных объектов, в том числе 36 за счет бюджетных средств и 6 за счет средств инвесторов. Данные объекты включают 24 спортивных зала, 22 плавательных бассейна, 10 катков с искусственным льдом, 16 футбольных полей с искусственным покрытием.

Законом Самарской области от 6 декабря 2017 года  № 116-ГД  «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на реализацию мероприятия программы по устройству 20 площадок  в текущем году предусмотрены средства в объеме 120 млн. рублей.

Участники заседания «круглого стола» положительно оценивают меры, реализуемые на территории Самарской области в сфере профилактики   асоциального поведения молодых людей, отмечают  приоритетность мероприятий, проводимых всеми субъектами данной профилактической деятельности, и

РЕКОМЕНДУЮТ:

комитету Самарской Губернской Думы по законодательству, законности, правопорядку и противодействию коррупции:

1) провести анализ практики применения Закона Самарской области«О профилактике правонарушений на территории Самарской области»;

2) включить в план работы на первое полугодие 2019 года изучение возможности разработки проекта федерального закона о внесении изменений в действующее законодательство в части определения конкретных сроков прохождения лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации в соответствии со статьей 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и установления ответственности за уклонение от возложенной судом обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию в соответствии со статьей 72.1;

3) провести в 2019 году заседание «круглого стола» на тему «О реализации в Самарской области мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику наркомании: эффективность и результативность»;

комитету Самарской Губернской Думы по промышленности, предпринимательству и торговле и комитету Самарской Губернской Думы по здравоохранению, демографии и социальной политике:

включить в план работы на первое полугодие 2019 года изучение возможности разработки проекта закона Самарской области«Об ограничении продажи электронных систем доставки никотина» (по аналогии с Законом Ставропольского края от 2 марта 2017 года № 14-кз);

министерству образования и науки Самарской области, министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, ГУ МВД России по Самарской области:

1) проанализировать причины роста количества:

1.1) преступлений, совершенных несовершеннолетними, в сфере незаконного оборота наркотических средств, выработать дополнительные меры, направленные на профилактику данных преступлений;

1.2) суицидального поведения несовершеннолетних, выработать дополнительные меры, направленные на профилактику данного явления;

1.3) принять дополнительные меры, направленные на профилактику преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе вбытовой сфере;

2) взять на особый контроль своевременное выявление семейно-бытового насилия и своевременно проводить профилактическую работу;

министерству образования и науки Самарской области,

1) провести разъяснительную работу среди несовершеннолетнихи их родителей (законных представителей) о необходимости прохождения в 2019 году социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, с последующим возможным медицинским освидетельствованием;

2) рассмотреть вопрос о введении должности психолога во всех общеобразовательных организациях Самарской области;

министерству образования и науки Самарской области:

1) информировать ГУ МВД России по Самарской области о количестве  и наименовании образовательных организаций, в которых по результатам тестирования выявлено наибольшее количество учащихся, имеющих противоправный опыт, связанный с незаконным оборотом наркотических средств, проведения в данных организациях соответствующей профилактической работы;  

2) в целях максимального охвата обучающихся социально-психологическим тестированием ежеквартально проводить родительские собрания с привлечением представителей наркологической службы  и правоохранительных органов для информирования родителей (законных представителей) подростков о правовых и медицинских последствиях употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также о необходимости прохождения подростками тестирования;

3) продолжить работу по социально-педагогическому сопровождению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,  в интересах предупреждения совершения ими правонарушений и иных антиобщественных деяний;

4) обеспечить максимальный охват занятостью в каникулярное время и летний период несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета в субъектах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;   

5) рассмотреть вопрос

министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области и министерству здравоохранения Самарской области:

рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части внесения изменения в пункт 2 статьи 54 по исключению права несовершеннолетних в возрасте старше пятнадцати лет или больных наркоманией несовершеннолетних в возрасте старше шестнадцати лет давать добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом и передачи права давать данное согласие или несогласие родителям (законных представителей), а в исключительных случаях — уполномоченным органам) и направления данного проекта федерального закона в Самарскую Губернскую Думу для внесения в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области:

рассмотреть возможность участия Самарской Губернской Думыв научно-практической конференции по вопросам профилактики девиантного поведения детей и подростков, планируемой к проведению в январе2019 года;

министерству спорта Самарской области совместно  с министерством образования и науки Самарской области:

продолжить внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди населения Самарской области;

департаменту по вопросам правопорядка и  противодействия коррупции в Самарской области:

1) включить в план работы антинаркотической комиссии Самарской области на 2019 год рассмотрение вопроса о мерах по раннему выявлению потребителей наркотиков, оказанию своевременной наркологической помощи и проведению адресной профилактической работы с несовершеннолетними наркопотребителями;

2) в рамках обеспечения деятельности антинаркотической комиссии Самарской области организовать рассмотрение на ее заседаниях информации глав муниципальных образований в Самарской области о наркоситуации в тех муниципальных образованиях в Самарской области, на территории которых в соответствии с критериями оценки развития наркоситуации складывается наиболее неблагоприятная обстановка;

ГУ МВД России по Самарской области:

1) продолжить работу участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на районном уровне Самарской области по выявлению лиц, потребляющих наркотические средства  или психотропные вещества без назначения врача; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, культивирующих растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества; притонов для незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, устанавливать их организаторов либо содержателей;

2) принимать меры по пресечению деятельности указанных лиц,  а равно притонов, в том числе незамедлительно информировать об указанных лицах и деятельности притонов заинтересованные подразделения полиции;

3) продолжить практику проведения рейдов и иных специализированных мероприятий в местах досуга и массового пребывания молодежи с целью профилактики правонарушений и антиобщественных деяний несовершеннолетних, связанных с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

главам городских округов и муниципальных районов в Самарской области:

1) в рамках деятельности муниципальных антинаркотических комиссий  и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав проводить изучение обстоятельств каждого факта постановки несовершеннолетних лиц на наркологический учет и обеспечить проведение необходимой адресной профилактической работы с данной категорией лиц и членами семей;

2) активизировать деятельность органов местного самоуправления по:

2.1) развитию спортивной инфраструктуры, включая адаптацию городских пространств, парковых и рекреационных зон, создание центров тестирования комплекса ГТО, модернизацию материально-технической базы спортивных школ;

2.2) пропаганде физической культуры и спорта и информирования населения о физкультурных, спортивных мероприятиях и деятельности физкультурно-спортивных организаций;

3) изучить опыт работы с детьми и молодежью в городском округе Тольятти Самарской области в виде деятельности дворовых отрядов и в городском округе Самара в виде деятельности тренеров по месту жительства; рассмотреть возможность внедрения аналогичных видов деятельности  с учетом имеющейся инфраструктуры;

органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Самарской области:

1) ежегодно при подготовке проекта нормативного правового акта о бюджете городского округа (муниципального района) на очередной финансовый год и плановый период предусматривать расходы на трудоустройство несовершеннолетних;

2) осуществлять взаимодействие с индивидуальными предпринимателями по вопросам трудоустройства несовершеннолетних.  

Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Самара» (ГТРК «Самара»):

рассмотреть возможность создания и трансляции специального цикла программ, направленных на профилактику девиантного поведения, наркомании и правонарушений детей и молодежи.

Рекомендации утверждены решением Совета Думы от 18 декабря 2018 года № 433 (*.pdf, 154 Кб)

29 ноября 2018 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться