Рекомендации участников заседания «круглого стола» на тему «Патриотическое воспитание граждан Самарской области: состояние и перспективы его развития» 2 ноября 2018 года

г.о. Самара

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан стояли в центре внимания на протяжении всей истории развития государства.

На протяжении XX века российское общество решало масштабные исторические и социально-экономические задачи, опираясь как  на традиционные моральные ценности, сохраняемые значительной частью народа, так и на коммунистические идеалы, которые заняли место государственной идеологии. На исходе прошлого века эта идеология утратила свое монопольное положение, в стране возникло, а затем было законодательно закреплено мировоззренческое разнообразие.

При этом, с одной стороны, для миллионов людей актуальным стал поиск новой мировоззренческой, культурной, гражданской идентичности, а с другой — обострились проблемы в духовно-нравственной сфере жизни общества.

Осмысление проблем формирования и воспитания патриотизма, обусловленных произошедшей на рубеже веков сменой социокультурных идеалов, трансформацией политического и экономического базиса государства, продолжает оставаться актуальным и в наши дни. Образовавшийся с разрушением советской системы ценностей идеологический вакуум стал основой для разжигания на постсоветском пространстве межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Расщепление и расслоение самосознания граждан в результате отказа от традиционных ценностей стали основой для манипулирования целыми народами и государствами. Активно навязываемые ценности либеральной идеологии капитализма создали благоприятную почву для взращивания «гражданина мира», не привязанного к отчему краю. В этих условиях технологиям навязывания ложных ценностей необходимо противопоставить адекватный уровень формирования патриотической культуры личности, достойной отечественных ценностей и победных традиций России.

В последние годы провозглашение патриотических ценностей стало неотъемлемой частью государственной политики Российской Федерации. Необходимость воспитания гражданственности и патриотизма нашла свое отражение в ряде нормативных правовых актов. Однако, несмотря на существующий социальный заказ на военно-патриотическое воспитание несовершеннолетних и развитие у них интереса к государственной службе, в области правового регулирования указанной сферы остается потребность во внесении изменений в действующее законодательство в части определения правового статуса кадетских классов и порядка получения кадетского образования, поскольку в настоящее время регулирование данной сферы не имеет системного характера.

В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей  на территории Самарской области осуществляет свою деятельность Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», созданная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.10.2015 № 536. При этом определение «общественно-государственная организация» по-прежнему остается не закрепленным в действующем законодательстве.

Реализация политики в области патриотического воспитания граждан обеспечивается в основном путем осуществления программных мероприятий. В области действует региональная программа (план) патриотического воспитания граждан в Самарской области на 2017 – 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Самарской области от 30.12.2016 № 1020-р, а также государственная программа Самарской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области» на 2015 – 2021 годы, включающая в себя подпрограмму «Реализация государственной молодежной политики в Самарской области» до 2021 года, в рамках которой осуществляется финансирование мероприятий.

К субъектам патриотического воспитания граждан относятся: органы государственной власти; органы местного самоуправления; семья; образовательные учреждения всех уровней; муниципальные  и государственные учреждения культуры и молодежной политики; научные, научно-методические учреждения; некоммерческие организации, в том числе ветеранские, молодежные и детские общественные объединения; традиционные религиозные конфессии; Волжское войсковое казачье общество; национально-культурные общественные объединения; социальные службы; трудовые коллективы, профсоюзы; органы военного управления, военные комиссариаты; воинские коллективы; правоохранительные органы; средства массовой информации; иные учреждения и организации.

Несмотря на то, что опыт работы в сфере патриотического  воспитания граждан в Самарской области успешен, отмечается необходимость повышения результативности указанного направления деятельности.

Эффективность реализации государственной (муниципальной) политики в области патриотического воспитания граждан должна достигаться не количеством проведенных мероприятий в данной сфере,  а комплексным подходом к их проведению, основанным  на межведомственном, межотраслевом взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также четко выстроенной системе взаимодействия органов государственной власти  и органов местного самоуправления с образовательными организациями, общественными организациями ветеранов, детскими и молодежными общественными организациями, осуществляющими деятельность в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан, воинскими частями Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

Основным критерием результативности патриотического воспитания граждан в Самарской области должно стать их сознательное, самостоятельное и активное стремление своими действиями служить России.

Несмотря на то, что комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию предполагает участие всех категорий граждан, приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения — детей и молодежи. При этом акцент делается на организацию патриотического воспитания:

  • молодежными и детскими общественными объединениями как ценной формой общественной активности и самовоспитания;
  • образовательными организациями как интегрирующими центрами совместной воспитательной деятельности государства, общества и семьи;
  • семьей как основой воспитательного процесса в целом.

Патриотические молодежные и детские общественные объединения являются действенным инструментом проведения государственной молодежной политики, вовлечения молодежи в социальную деятельность.

Данные объединения прививают молодежи тягу к служению Родине через созидательный труд, добровольчество, ведут деятельность по сохранению и изучению российского исторического и культурного наследия, увековечению памяти погибших при защите Отечества, дают опыт общественного самоуправления, а военно-патриотические клубы осуществляют в том числе и начальную военную подготовку допризывной молодежи.

Участники заседания «круглого стола» отмечают, что органам исполнительной власти Самарской области и органам местного самоуправления необходимо оказывать поддержку деятельности патриотических молодежных и детских общественных объединений путем проведения конкурсов проектов в сфере патриотического воспитания, организации подготовки квалифицированных кадров для указанных объединений, централизованного снабжения необходимой материально-технической базой, изыскания возможности снижения размера налогов  и возмещения коммунальных платежей, разработки форм поощрения активных руководителей, сотрудников и воспитанников, освещения мероприятий в средствах массовой информации.

Кроме того, участники мероприятия считают, что повысить эффективность работы в сфере патриотического воспитания позволят такие мероприятия, как: восстановление системы круглогодичного проведения профильных мероприятий, а также расширение практики проведения этапных мероприятий в области патриотического воспитания граждан в целях привлечения детей и молодежи, проживающих в сельских районах. Кроме того, необходимо систематизировать деятельность муниципальных образований Самарской области в части создания и эффективного функционирования муниципальных координационных советов по патриотическому воспитанию граждан.

Согласно результатам анализа, проводимого ежегодно областной межведомственной комиссией по вопросам подготовки граждан (молодежи) к военной службе в Самарской области, деятельность которой направлена  на организацию помощи и методическое обеспечение проведения на территории субъекта мероприятий по обязательной подготовке граждан (молодежи) к военной службе, требует скорейшего завершения работа  по созданию зональных центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе.

Из планируемых к созданию 37 (на территории каждого муниципального образования) зональных центров создано 23 (62%).

Зональные центры не созданы на территории городского округа Самара, а также на территории 13 муниципальных районов: Алексеевский, Богатовский, Большеглушицкий, Елховский, Исаклинский, Камышлинский, Кинель-Черкаский, Клявлинский, Кошкинский, Сергиевский, Сызранский, Челно-Вершинский и Шенталинский.

Воспитание будущих защитников Отечества проводится в образовательных организациях в условиях плановой педагогической деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Вся деятельность образовательных организаций должна быть пронизана идеей патриотического служения своей Родине, в том числе малой Родине. Следует активно развивать систему музейной и поисковой работы силами учащихся и студентов, содействовать участию молодежи в военно-технических видах спорта, возрождать центры стрелковой подготовки, взаимодействовать с Общероссийской общественно-государственной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России) в подготовке по военно-учетным и гражданским техническим специальностям, вовлекать ветеранские организации в наставническую работу с молодежью, во взаимодействии с командирами воинских частей, развивать  и совершенствовать шефские связи учебных заведений, молодежных объединений с воинскими частями. Большие перспективы в области патриотического воспитания у кадетских учебных классов, кадетских образовательных организаций, в том числе созданных при участии Волжского казачьего войска.

Необходима наступательность пропаганды нашего историко-патриотического наследия через культурно-массовую, досугово-познавательную, развлекательную деятельность среди населения — в первую очередь, через социальную рекламу и средства массовой информации. Следует развивать систему краеведческой и музейной работы на предприятиях и в учреждениях, поддерживать имеющиеся и создавать новые музеи трудовой и боевой славы, уголки истории и государственной символики, организовывать семейные экскурсии, проводить познавательные туристические походы, направленные на изучение родного края, существующих традиций и обычаев.

Стоит также отметить, что важной задачей каждого из субъектов патриотического воспитания, действующих в тесной координации и на основе единой государственной политики, является повышение статуса региональной программы (плана) по патриотическому воспитанию граждан в Самарской области и определение объема ее финансирования для всех главных распорядителей бюджетных средств — исполнителей программы.

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный подъем, устойчивость в обществе, укрепление государства, его обороноспособности и национальной безопасности. Эти факторы будут определять будущее Самарской области как стабильного и процветающего региона, будущее России как великой и могучей державы.

Рассмотрев все предложения, участники заседания «круглого стола»  РЕКОМЕНДУЮТ:

Самарской Губернской Думе:

  1. Изучить возможность разработки проекта закона Самарской области «О внесении изменения в статью 16 Закона Самарской области  «Об образовании в Самарской области» (в части определения правового статуса кадетских классов и порядка получения кадетского образования). 
  2. Изучить возможность разработки проекта федерального закона  «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об общественных объединениях», Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в части законодательного закрепления определения «общественно-государственная организация» и предоставления в связи с этим возможности внебюджетного финансирования общественно-государственных организаций, осуществляющих подготовку граждан  к военной службе).
  3. Изучить возможность подготовки проекта обращения  в Министерство просвещения Российской Федерации с просьбой рассмотреть совместно с Министерством обороны Российской Федерации вопрос выделения учебного предмета «Начальная военная подготовка» («Основы военной подготовки») из предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью обеспечения усиленного внимания к военно-патриотическому воспитанию и подготовке к военной службе лиц допризывного возраста.
  4. Изучить возможность разработки проекта федерального закона  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части законодательного определения порядка допризывной и вневойсковой подготовки граждан, в том числе ДОСААФ России, оказания содействия и поддержки данной деятельности).

Правительству Самарской области:

  1. Проанализировать межведомственное, межотраслевое взаимодействие на региональном и местном уровнях по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в области патриотического воспитания граждан.
  2. Продолжить работу по созданию и совершенствованию деятельности региональных и зональных центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе на базе сборных пунктов субъектов Российской Федерации, организаций ДОСААФ России и общеобразовательных организаций.
  3. Разработать и утвердить «дорожную карту» по развитию движения поисковых отрядов в регионе.
  4. При формировании регионального бюджета:
  • рассмотреть возможность сохранения или увеличения объемов финансирования региональных программ, подпрограмм, направленных  на патриотическое воспитание граждан;
  • поддержать социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие активную деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан;
  • предусмотреть финансовое обеспечение проведения цикла обучающих мероприятий для участников молодежного поискового движения.

Министерству образования и науки Самарской области совместно с министерством культуры Самарской области и министерством спорта Самарской области:

Развивать межведомственное взаимодействие в целях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Министерству образования и науки Самарской области:

  1. Организовать проведение методических мероприятий по обобщению и распространению лучших практик и технологий патриотического воспитания детей и молодежи.
  2. Продолжить работу по улучшению учебно-материальной базы общеобразовательных организаций в целях обеспечения получения обучающимися начальных знаний по военной подготовке.
  3. Продолжить работу по совершенствованию системы подготовки  и повышения квалификации специалистов, работающих в области патриотического воспитания граждан.

Министерству спорта Самарской области:

Обеспечить поддержку волонтерских движений, участвующих  в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в Самарской области.

Министерству образования и науки Самарской области (Департаменту по делам молодежи Самарской области):

  1. Восстановить систему круглогодичного проведения профильных мероприятий, включающих в себя не менее 4-х крупных областных военно-спортивных мероприятий, проводимых в зимний, весенний, летний  и осенний периоды, а также не менее 2-х учебно-тренировочных мероприятий, проводимых в весенний и осенний периоды; возобновить практику проведения военно-патриотических лагерей для студентов.
  2. Продолжить работу по совершенствованию системы подготовки  и повышения квалификации специалистов, работающих в области патриотического воспитания граждан.
  3. Возобновить практику проведения форума молодых граждан Самарской области как площадки открытого обсуждения проблем местного сообщества и поиска путей и моделей их решения, а также реализацию программы «Школы молодого лидера», скорректировав ее содержательное наполнение с учетом современных требований.
  4. Организовать проведение конкурсов добровольческих проектов  в сфере патриотического воспитания в целях поиска и поддержки инициатив в сфере патриотического воспитания молодежи.
  5. Предусмотреть включение цикла мероприятий движения «Юнармия» в региональную составляющую мероприятий, направленных  на патриотическое воспитание молодежи.
  6. Совершенствовать методическое и информационное обеспечение патриотического воспитания граждан, в том числе обеспечить информационное сопровождение реализации Народного проекта «Установление судеб пропавших без вести защитников Отечества».
  7. Расширить практику проведения этапных мероприятий в области патриотического воспитания граждан в целях привлечения детей  и молодежи, проживающих в сельских районах.

Органам местного самоуправления городских округов  и муниципальных районов в Самарской области:

  1. Провести анализ эффективности функционирования муниципальных координационных советов по патриотическому воспитанию граждан.
  2. Рассмотреть возможность сохранения или увеличения объемов финансирования муниципальных программ или подпрограмм, направленных на патриотическое воспитание граждан.
  3. Продолжить работу по созданию и совершенствованию деятельности зональных центров подготовки граждан к военной службе и военно-патриотического воспитания.
  4. Оказывать содействие территориальным организациям ДОСААФ России по выполнению возложенных на них государственных задач.
  5. При определении ставки земельного налога рассмотреть возможность установления льготного налогообложения земельных участков и имущества, предназначенного для подготовки граждан к военной службе и военно-патриотического воспитания.

Молодежным совещательным структурам в Самарской области:

  1. Принимать активное участие в мероприятиях, направленных  на патриотическое воспитание молодежи, в том числе в Народном проекте «Установление судеб пропавших без вести защитников Отечества».
  2. Провести субботники у памятников и мемориалов, посвященных защитникам Отечества, погибшим в годы Великой Отечественной войны  и других военных конфликтов.
  3. Продолжить работу по проведению тестирования обучающихся общеобразовательных организаций по истории России.

Рекомендации утверждены решением Совета Думы от 27 ноября 2018 года № 418 (*.pdf, 157 Кб)

2 ноября 2018 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться