Рекомендации участников заседания «круглого стола» на тему «О качестве оказания скорой медицинской помощи на территории Самарской области» 8 ноября 2018 года

г. Самара

В мае 2018 года Президент России Владимир Путин подписал Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», определяющий стратегические задачи развития Российской Федерации на шестилетний период.

Правительством Российской Федерации проведена работа по разработке 12 национальных проектов, направленных на достижение целей развития Российской Федерации, установленных Указом.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Обеспечение качества медицинской помощи является одной из наиболее актуальных проблем, присущих современному этапу развития здравоохранения. Условием ее эффективного решения является соответствие фактических параметров медицинской помощи требованиям, формализованным в нормативных правовых актах. В качестве базисного из них может рассматриваться положение ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которое устанавливает, что качество медицинской помощи представляет собой совокупность характеристик, отражающих своевременность ее оказания, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степень достижения запланированного результата.

Одним из направлений развития здравоохранения сегодня является совершенствование системы скорой медицинской помощи (СМП).

Скорая медицинская помощьвид и система экстренной медицинской помощи, оказываемой при неотложных состояниях больным и пострадавшим на догоспитальном этапе выездными бригадами.

СМП является самым массовым, доступным, бесплатным видом медицинской помощи, оказываемой населению медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения. Ежегодно эта служба выполняет от 47 до 50 миллионов выездов, оказывая медицинскую помощь более 50 миллионам граждан.

Скорая медицинская помощь населению Самарской области оказывается 708 общепрофильными бригадами СМП, в том числе 76 врачебными, 632 фельдшерскими и 56 специализированными бригадами, из них 32 анестезиолого-реанимационных, 12 — психиатрических и 12 — педиатрических.

В круглосуточном режиме скорая медицинская помощь оказывается 177 общепрофильными бригадами, из них 19 врачебных и 158 фельдшерских бригад, и 14 специализированными бригадами, в том числе 8 — анестезиолого-реанимационных, 3 — психиатрических и 3 — педиатрических бригад.

Укомплектованность бригад на станциях скорой медицинской помощи от 80 до 99,7 %, в отделениях СМП ЦРБ и ЦГБ не превышает 50 %.

В рамках государственной программы Самарской области «Подготовка к проведению чемпионата мира по футболу» в 2018 году осуществлена поставка 22 автомобилей скорой медицинской помощи.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2018 года № 2318-р из резервного фонда выделяются бюджетные ассигнования в размере 2,5 млрд рублей для дополнительной поставки в 2018 году в субъекты Федерации новых автомобилей скорой медицинской помощи российского производства. Предусматривается дополнительная поставка 800 автомобилей скорой медицинской помощи.

Согласно Распоряжению в Самарскую область планируется поставка 38 автомобилей скорой медицинской помощи.

В специальном докладе, подготовленном Уполномоченным по правам человека в Самарской области, на тему «Оказание скорой медицинской помощи на территории Самарской области: проблемы и перспективы развития» проанализированы письменные и устные жалобы граждан на учреждения скорой медицинской помощи, поступившие за 2016 год и 11 месяцев 2017 года в аппарат Уполномоченного по правам человека в Самарской области. Главной причиной жалоб выделяется неудовлетворительная оценка гражданами работы учреждений скорой медицинской помощи в связи с длительным ожиданием приезда бригады СМП или отказами в выезде в связи с тем, что причинами вызова скорой помощи являлись не угрожающие жизни состояния (высокое давление, повышенная температура, озноб). Кроме того, причинами жалоб граждан часто является ненадлежащее, по их мнению, качество оказанной скорой медицинской помощи, а также грубое поведение работников бригады СМП.

С целью совершенствования организации оказания СМП в Самарской области, направленной на улучшение возможности дозвона и маневра бригадами СМП, с 2 апреля 2018 года на базе ГБУЗ СО «Самарская ССМП» функционирует Единый Диспетчерский Центр (ЕДЦ) СМП. В настоящее время в рамках ЕДЦ работают ГБУЗ СО «Самарская ССМП» и ГБУЗ СО «Самарская областная станция скорой медицинской помощи», объединяется работа СМП г. Самары и Волжского района, в дальнейшем в рамках ЕДЦ будут работать все учреждения здравоохранения Самарской области, оказывающие скорую медицинскую помощь (станции, отделения и пункты).

Увеличен штат сотрудников ЕДЦ, что обеспечило функционирование в круглосуточном режиме до 15 телефонных линий по приёму вызовов от населения по номерам «03», «103» и «112» одновременно.

Вместе с тем улучшение качества оказания скорой медицинской помощи носит комплексный характер и предусматривает взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественности.

Заслушав доклады и выступления, с учетом состоявшегося обсуждения участники заседания «круглого стола»

РЕКОМЕНДУЮТ:

Самарской Губернской Думе:

  1. Провести выездное мероприятие комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике в Едином Диспетчерском Центре на базе ГБУЗ СО «Самарская ССМП»;
  2. Изучить инициативу Законодательной Думы Хабаровского края по внесению изменений в федеральные нормативные правовые акты в части предоставления права выпускникам образовательных организаций высшего медицинского образования работать врачами скорой медицинской помощи без обучения по программам ординатуры.
  3. Рассмотреть на заседании комитета в июне 2019 года вопрос «О ходе реализации рекомендаций участников заседания «круглого стола» на тему «О качестве оказания скорой медицинской помощи на территории Самарской области».

Министерству здравоохранения Самарской области:

1. Принять дополнительные меры по обеспечению доведения количества выездных бригад скорой медицинской помощи подведомственных государственных учреждений здравоохранения Самарской области, осуществляющих деятельность по оказанию населению скорой медицинской помощи, до нормативно установленных показателей;

2. Рассмотреть возможность разработки дополнительного социального пакета в целях привлечения в службу скорой медицинской помощи квалифицированных медицинских кадров и, прежде всего, врачей;

3. Продолжить работы по реорганизации службы скорой медицинской помощи в целях создания единой системы оказания данного вида медицинской помощи населению Самарской области с единым центром мониторинга, прогнозирования и управления (единой диспетчерской службы);

4. Принять дополнительные меры по замене эксплуатируемых станциями (отделениями) скорой медицинской помощи автомобилей скорой медицинской помощи с высокими показателями износа;

5. Информировать население об особенностях оказания скорой и неотложной медицинской помощи;

6. Усилить работу по формированию позитивного имиджа службы скорой и неотложной медицинской помощи;

7. Проанализировать необходимость создания филиалов СМП, являющихся структурными подразделениями медицинской организации, с учетом удаленности населенных пунктов в муниципальных районах, с целью соблюдения нормативов доезда до пациента выездной бригады;

8. Рассмотреть возможность организации сезонных подстанций СМП на территориях, где расположены садово-дачные массивы;

9. Изучить возможность разработки и внедрения медицинской автоматизированной системы, позволяющей амбулаторно-поликлиническим учреждениям и подразделениям получать актуальную информацию о фактах и поводах вызова СМП к прикрепленным пациентам;

10. Рассмотреть возможность увеличения бригад скорой психиатрической помощи;

11. Расширить взаимодействие между бригадами скорой и неотложной медицинской помощи в части передачи вызовов скорой помощи в неотложную.

Органам местного самоуправления:

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принять необходимые меры по созданию условий для оказания своевременной и доступной скорой медицинской помощи населению муниципального образования в части обеспечения надлежащего благоустройства территорий и подъездных дорог к многоквартирным и частным жилым домам граждан и наличия на домах адресных табличек с указанием наименований улиц и номеров домов.

Администрации городского округа Самара:

Проработать вопрос о возможности проведения выездных консультаций сотрудниками Администрации г.о. Самара для работников ГБУЗ «Самарская городская скорая медицинская помощь» с целью разъяснения порядка участия в жилищных программах, действующих на территории г.о. Самара.

ГБУЗ «Самарская городская скорая медицинская помощь»:

Предоставить информацию в Администрацию г.о. Самара о проблемных участках внутриквартальных дорог, затрудняющих проезд машин скорой помощи, для согласованного планирования благоустройства дворовых территорий.

Рекомендации утверждены решением Совета Думы от 27 ноября 2018 года № 417 (*.pdf, 156 Кб)

8 ноября 2018 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться