Рекомендации участников заседания «круглого стола» на тему «Подготовка спортсменов по олимпийским видам спорта в Самарской области: опыт, проблемы, перспективы» 5 сентября 2018 года

В дореволюционной России олимпийское движение зародилось как инициатива частных лиц и, едва добившись первых успехов, обрело поддержку престола.

Первые национальные спортивные федерации стали формироваться в дореволюционной России вскоре после отмены крепостного права. И хотя на рубеже XIX и XX веков спорт еще не играл заметной роли в жизни общества, в стране нашлись частные попечители, уже тогда осознавшие его социальную значимость и приложившие немалые финансовые и организационные усилия для его пропаганды и поддержки.

В годы СССР развитие спорта, и особенно спорта высших достижений, стало важной государственной доктриной, а успехи спортсменов на мировых чемпионатах и олимпийских играх – аргументом идеологической пропаганды.

Для поддержания спортивного престижа страны в современной демократической России, когда завоевание высших спортивных наград – одна из самых предпочтительных возможностей для всех стран заявить о себе на международном уровне, финансовое обеспечение сферы физической культуры и спорта Самарской области осуществляется главным образом за счет бюджетных средств.

В соответствии с Законом Самарской области от 06.12.2017  № 116-ГД «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период  2019 и 2020 годов» на физическую культуру и спорт в 2018 году предусмотрено 5 млрд 485 млн рублей, что составляет 4,3% от всех расходов бюджета (в 2017 году эта сумма составляла 5 млрд 233 млн рублей, или 4,0% от всех расходов бюджета). При этом согласно структуре расходов на спорт высших достижений бюджетом предусмотрена большая часть средств: около 2 млрд 558 млн рублей. В большинстве муниципальных образований Самарской области финансирование этой сферы деятельности осуществляется по остаточному принципу.

Участники заседания «круглого стола» отмечают недостаточное финансирование указанной сферы, что является существенной и одной из основных проблем. Так, до 90-х годов финансирование деятельности спортивных клубов, добровольных спортивных обществ, детско-юношеских спортивных школ, строительство и содержание спортивных объектов осуществлялось в основном за счет средств предприятий, профсоюзных организаций и Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

В Самарской области в конце 80-х и особенно в 90-х годах более чем  на 1000 единиц произошло сокращение сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказались от содержания спортивных и оздоровительных объектов, многие из которых впоследствии были закрыты, проданы, переданы другим собственникам или перепрофилированы. Отсутствие необходимого количества спортивных объектов наблюдается во всех муниципальных образованиях области, однако наиболее остро эта проблема ощущается в городских округах.

Наряду с низким показателем развития спортивной инфраструктуры участники заседания отмечают недостаточную и устаревшую материально-техническую базу, а также ее неэффективное использование.

Кроме того, сдерживающим фактором развития спорта высших достижений является отсутствие единого подхода к организации управления этой сферой деятельности в муниципальных образованиях Самарской области.

Область испытывает дефицит в квалифицированных кадрах в сфере физической культуры и спорта: около 70% выпускников учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров в сфере физической культуры и спорта, не работают по специальности из-за низкого уровня заработной платы. В большинстве учреждений и организаций сокращены ставки инструкторов- методистов. Ощущается недостаток специалистов по работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Средний возраст тренеров- преподавателей, работающих в детско-юношеских спортивных школах, равняется пятидесяти годам.

Участники заседания отмечают, что для совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва, помимо развития сети учреждений спортивной подготовки, необходима реализация целого комплекса мер, таких как:

  • совершенствование системы отбора талантливых спортсменов  и стимулирование тренерско-преподавательского состава;
  • стимулирование развития системы дополнительного образования  в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ,   а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
  • совершенствование системы проведения областных соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом высших достижений;
  • разработка и внедрение системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья;
  • реализация мер по развитию в спортивных школах паралимпийских видов спорта;
  • разработка учебно-тренировочных программ спортивных школ по видам спорта с учетом современных спортивных технологий;
  • формирование системы мониторинга здоровья спортсменов высокого класса и спортивного резерва и др.

Особо отмечается проблема, связанная с необходимостью прохождения воспитанниками муниципальных спортивных школ в государственных учреждениях здравоохранения углубленного медицинского обследования на платной основе.

Нельзя также не отметить, что занятия физической культурой и спортом, а также проведение спортивных мероприятий без организации их на должном уровне чревато серьезными последствиями. Так, отсутствие контроля за соблюдением правил безопасности может приводить к несчастным случаям, влекущим за собой человеческие жертвы. Предоставление неквалифицированных услуг при занятиях с населением отдельными видами спорта, в частности боевыми видами восточных единоборств, не только приводит к травматизму, но и дает возможность вербовки молодежи в криминальные структуры и различные секты.

Оценивая сложившуюся ситуацию и имеющиеся проблемы государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, в целях необходимости обеспечения безопасности и здоровья граждан необходимо включить деятельность негосударственных организаций  и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

В целом современное состояние сферы физической культуры и спорта в Самарской области позволяет решать задачи развития массового спорта и спорта высших достижений. Однако в результате многих причин Самарская область по числу олимпийских медалей занимает место лишь во второй десятке в рейтинге субъектов Российской Федерации.

Заслушав выступающих и рассмотрев поступившие предложения, участники заседания «круглого стола»

РЕКОМЕНДУЮТ:

Самарской Губернской Думе:

Рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство в части лицензирования негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных  и спортивных услуг.

Министерству спорта Самарской области:

  1. Рассмотреть возможность включения в приоритетном порядке мероприятий по реконструкции муниципальных объектов спорта городского округа Самара: стадионов «Торпедо 4», «Заря», а также по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и плавательным бассейном на территории стадиона «Заря»  в государственную программу Самарской области «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014-2020 годы».
  2. Рассмотреть возможность приобретения инвентаря и спортивного оборудования для государственных и муниципальных учреждений Самарской области, осуществляющих спортивную подготовку, в рамках государственной программы Самарской области «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014-2020 годы» для улучшения материально-технической базы, улучшения качества тренировочного  и соревновательного процессов.
  3. Рассмотреть вопрос о передаче в муниципальную собственность городского округа Самара тренировочной площадки стадиона «Самара – Арена».
  4. Рассмотреть вопрос о строительстве гребного канала в черте городского округа Самара.
  5. Рассмотреть вопрос о строительстве в 2019 году в рамках бюджета Самарской области лыжероллерной трассы на базе ГАУ СО УСЦ «Чайка».
  6. Совместно с министерством здравоохранения Самарской области рассмотреть вопрос о расширении сети физкультурно-спортивных диспансеров в Самарской области.

Администрации городского округа Самара:

Рассмотреть возможность подготовки и направления в министерство спорта Самарской области проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом  и плавательным бассейном на территории стадиона «Заря», а также   на реконструкцию муниципальных объектов спорта городского округа Самара: стадионов «Торпедо 4», «Заря» для включения соответствующих мероприятий в государственную программу Самарской области «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014-2020 годы».

Администрации городского округа Самара, Администрации городского округа Тольятти, Администрации городского округа Новокуйбышевск:

Рассмотреть возможность выделения бюджетных средств осуществляющим спортивную подготовку муниципальным учреждениям городских округов Самара, Тольятти, Новокуйбышевск для прохождения воспитанниками указанных учреждений углубленного медицинского обследования на безвозмездной основе.

Рекомендации утверждены решением Совета Думы от 16 октября 2018 года № 399 (*.pdf, 54 Кб)

5 сентября 2018 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться