Рекомендации участников заседания «круглого стола» на тему «О практике государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства» 31 мая 2018 года

 г. Самара

Институт государственной регистрации недвижимости является одним из основополагающих институтов действующего российского законодательства, закрепляющего основы разделения собственности на частную, муниципальную и государственную.

Планом мероприятий «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 2236-р, предусмотрено создание единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. Создание такой системы базируется на сложившемся положительном многолетнем опыте функционирования систем государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также на учете современной международной практики развития предоставления услуг в этих сферах.

Центральным звеном правового регулирования создания единой системы государственной регистрации недвижимости является Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2017 года, ключевыми положениями которого являются:

1) создание единого информационного ресурса — Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), объединяющего Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости;

2) внедрение единой учетно-регистрационной процедуры в случае образования и создания объекта недвижимости;

3) экстерриториальность представления заявителями документов (в любой офис независимо от места нахождения недвижимости);

4) осуществление учетно-регистрационных процедур, а также внесение иных сведений в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия между органами власти и органом регистрации прав (без участия заявителя);

5) особенности регистрации прав в случаях участия нотариусов в отношениях по регистрации прав;

6) повышение ответственности учетно-регистрационной системы, в том числе за внесение недостоверных сведений в ЕГРН, включая установление четких пределов ответственности государственного регистратора прав;

7) сокращение сроков кадастрового учета (до 5 дней) и регистрации прав (до 7 дней);

8) порядок компенсации за утрату права собственности на жилье, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости.

Закон № 218-ФЗ пришел на смену действовавшим до него двум федеральным законам в сфере государственной регистрации и кадастрового учета объектов недвижимости, а именно, Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», положения которого с 1 января 2017 года посвящены правовому регулированию кадастровой деятельности в Российской Федерации.

В целях реализации положений Закона № 218-ФЗ приняты 6 постановлений Правительства Российской Федерации, 31 приказ Минэкономразвития России, 3 приказа Росреестра. С 1 января 2017 года Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Росреестром в целях обеспечения единообразного применения положений Закона № 218-ФЗ ведется работа по разъяснению отдельных положений данного федерального закона и доведению соответствующей информации до сведения граждан, юридических лиц, кадастровых инженеров, профессионального сообщества.

Однако в ходе осуществления данной работы на практике возникает ряд вопросов, требующих отдельного изучения и обсуждения всеми сторонами — участниками процедуры государственного кадастрового учета недвижимости:

  • необходимость корректировки существующей нормативно-правовой базы;
  • наличие проблем в процессе межведомственного взаимодействия;
  • повышение уровня развития информационных механизмов, применяемых в рамках межведомственного взаимодействия, а также квалификации сотрудников — пользователей информационных систем;
  • качество подготовки документов кадастровыми инженерами.

Таким образом, для оптимизации процедур государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства необходимо в комплексе решать обозначенные вопросы.

Вместе с тем, обсудив основные проблемы, участники заседания «круглого стола»

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Самарской Губернской Думе:

1) изучить возможность разработки:

а) проекта закона Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области» в части:

  • регламентации вопросов изменения назначения зданий в случае, если такое изменение не связано с реконструкцией; 
  • определения порогового значения площади индивидуального жилого дома, в случае превышения которого орган регистрации прав будет запрашивать в уполномоченном органе информацию об отсутствии у такого жилого дома признаков многоквартирного дома;
  • определения единого алгоритма действий в отношении созданных жилых домов, имеющих признаки многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, не предназначенных для их размещения, в том числе возможные действия по признанию их в административном порядке многоквартирными домами с целью защиты прав граждан, ставших собственниками помещений в таких домах, и исключения социальной напряжённости в этой сфере;
  • определения параметров объектов вспомогательного назначения, их соотношения с основным объектом, для строительства которых не требуется разрешение на строительство;
  • определения случаев, не требующих получения разрешения на строительство (реконструкцию) объектов нежилого назначения (зданий, сооружений, помещений, не расположенных в многоквартирных домах), а также порядка действий органа исполнительной власти Самарской области, уполномоченного в области градостроительной деятельности, по определению соответствия таких случаев конкретным видам произведённых работ;

б) проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (в части закрепления возможности постановки на государственный кадастровый учёт жилого помещения, представляющего собой квартиру, при отсутствии в едином государственном реестре недвижимости сведений о многоквартирном доме, в котором она расположена);

2) подготовить и направить в Минэкономразвития России обращение о необходимости внесения изменений в Приказ от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» в части закрепления порядка документального оформления результатов обследований фактического состояния объектов капитального строительства по инициативе органов местного самоуправления в случае, если правообладателями этих объектов не производятся действия по их оформлению;

3) подготовить и направить в адрес органов местного самоуправления информационно-методические материалы об актуальных вопросах правоприменительной практики государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства, подготовленные по итогам проведения «круглого стола».

2. Министерству строительства Самарской области совместно с Управлением Росреестра по Самарской области, Департаментом информационных технологий и связи Самарской области и местными администрациями городских округов и муниципальных районов в Самарской области определить механизм оптимизации применения информационной системы электронного межведомственного взаимодействия по вопросам государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства при оказании государственных и муниципальных услуг.

3. Местным администрациям городских округов и муниципальных районов в Самарской области:

1) использовать в практической деятельности информационно-методические материалы об актуальных вопросах правоприменительной практики государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства, подготовленные по итогам проведения «круглого стола»;

2) направить в комитет Думы по строительству предложения по содержанию проекта закона Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области» и проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в рассматриваемой части, а также по иным вопросам, требующим дополнительного правового урегулирования.

Рекомендации утверждены решением Совета Думы от 18 июня 2018 года № 358 (*.pdf, 167 Кб)

31 мая 2018 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться