Рекомендации участников заседания «круглого стола» на тему «Создание благоприятных условий для развития предпринимательства в части технологического присоединения (подключения) к сетям инженерно-технического обеспечения

и выдачи разрешительной документации в сфере строительства. Законодательство, практика применения и основные проблемы»

24 октября 2017 года                                                                               г.Самара

Благоприятный инвестиционный климат в значительной степени характеризуется качеством государственных процедур: от скорости регистрации предприятия и легкости подключения к электрическим сетям до получения разрешений на строительство и развития конкуренции. При этом часть административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, находится на региональном и муниципальном уровне.

Масштабная попытка оценки состояния инвестиционного климата по его основным элементам и регионам с участием органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации предпринята в 2014 году Агентством стратегических инициатив, которым разработан Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее — Национальный рейтинг).

Для улучшения региональной бизнес-среды Правительством Российской Федерации разработано 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р):

  • получение разрешения на строительство и территориальное планирование;
  • регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества;
  • постановка на кадастровый учёт земельных участков и объектов недвижимого имущества;
  • осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Федерации;
  • поддержка малого и среднего предпринимательства;
  • технологическое присоединение к электрическим сетям;
  • подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения;
  • подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения;
  • наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности;
  • эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта Федерации;
  • эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
  • качество инвестиционного портала субъекта Федерации.

Целевые модели по устранению бюрократических барьеров, упрощению процедур ведения бизнеса и улучшению инвестиционного климата должны внедряться в регионах. Они касаются таких ключевых сфер, как строительство, регистрация права собственности на недвижимость, кадастровый учет недвижимости, контрольно-надзорная деятельность, поддержка малого и среднего бизнеса, подключение к электросетям, сетям газораспределения, тепло-, водоснабжения и водоотведения, поддержка инвестиционной деятельности. Они разработаны на основе лучших региональных практик и определяют меры повышения эффективности проведения процедур, порядок сокращения количества и сроков прохождения процедур.

В Самарской области Национальным рейтингом был выявлен ряд острых проблем в сфере государственного регулирования. Увеличилось среднее время получения разрешения на строительство, отмечалась тенденция снижения эффективности процедур по подключению к энергетической инфраструктуре в Самарской области.

Проблемным вопросом также является высокая стоимость технологического присоединения.

Длительные процедуры, а также высокая плата за технологическое присоединение (подключение) к электрическим, газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения стали серьезным препятствием для ведения бизнеса.

В сфере подключения к сетям в Самарской области разработан региональный стандарт сроков технологического присоединения, который предусматривает существенное сокращение сроков выдачи технических условий, оформления договоров и осуществления технических мероприятий по присоединению к инженерным сетям (постановление Правительства Самарской области от 1 декабря 2016 года № 692 «Об утверждении Регионального стандарта сроков технологического присоединения (подключения) к инженерным сетям в Самарской области»).

В феврале 2017 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р в Самарской области разработаны и утверждены планы мероприятий («дорожные карты») по внедрению на территории Самарской области целевых моделей.

В Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (далее — Стратегия), утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12 июля 2017 года № 441, также содержатся направления по снижению административных барьеров и повышению качества государственных услуг.

Согласно Стратегии Самарская область должна преодолеть отставание от регионов-конкурентов по уровню административных барьеров и качеству предоставления государственных услуг, поскольку в настоящее время это оказывает наиболее негативное влияние на качество бизнес-климата. Работа по устранению избыточных административных барьеров будет осуществляться Правительством Самарской области во взаимодействии с территориальными управлениями федеральных министерств и ведомств
за счет оптимизации административных процедур, повышения эффективности работы госорганов и противодействия коррупции.

Таким образом, основными задачами Самарской области по снижению административных барьеров для бизнеса станут оптимизация процедур и сокращение сроков получения разрешений на строительство и подключения к системам инженерно-технического обеспечения. Снижение административных барьеров для бизнеса и населения будет осуществляться за счет совершенствования нормативно-правовой базы и развития инструментов электронного правительства на территории Самарской области.

Вместе с тем, обсудив основные проблемы, участники заседания «круглого стола»

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Правительству Самарской области:

при формировании областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусмотреть возможность финансирования мероприятий, направленных на оптимизацию работы в части технологического присоединения (подключения) к сетям инженерно-технического обеспечения и выдачи разрешительной документации в сфере строительства;

рассмотреть возможность создания межведомственной комиссиис привлечением Уполномоченного по защите прав предпринимателейв Самарской области и представителей предпринимательского сообщества по вопросам обеспечения инженерной инфраструктуры объектов регионального и местного значения при их проектировании и строительстве.

2. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области совместно с министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и ресурсоснабжающими организациями изучить практику организации работы в субъектах Российской Федерации в части подключения  к инженерно-технологическим сетям и выдачи разрешения на строительство в соответствии с целевыми моделями упрощения процедур ведения бизнеса       и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ульяновская область, Московская область, Новосибирская область, Тюменская, Псковская область, Брянская область, Краснодарский край).

3. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, ресурсоснабжающим организациям, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления  в Самарской области, уполномоченным в сфере земельных отношений и строительства инженерных сетей, а также территориального планирования, зонирования и установления сервитутов на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ускорить подписание открытых соглашений  о присоединении к Региональному стандарту сроков технологического присоединения (подключения) к инженерным сетям в Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самарской области  от 1 декабря 2016 года № 692.

4. Министерству строительства Самарской области, министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, органам местного самоуправления в Самарской области и многофункциональным центрам предоставления государственных (муниципальных) услуг на территории Самарской области (далее — МФЦ) рассмотреть возможность предоставления муниципальных услуг в части технологического присоединения (подключения) к сетям инженерно-технического обеспечения и выдачи разрешительной документации в сфере строительства субъектам малого и среднего предпринимательства через МФЦ.

5. Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерству строительства Самарской области, министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, органам местного самоуправления в Самарской области активизировать работу по взаимодействию органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления, ресурсоснабжающих организаций, представителей предпринимательского сообщества, в том числе задействованных в сфере строительства, с целью выработки совместных решений по предоставлению государственных услуг в части технологического присоединения (подключения) к сетям инженерно-технического обеспечения и выдачи разрешительной документации в сфере строительства, исключающих необоснованные затраты субъектов предпринимательской деятельности.

6. Министерству строительства Самарской области:

  • обеспечить проведение конкурсных мероприятий по заключению государственного контракта на работы по предоставлению государственных услуг в электронной форме до конца 2017 года;
  • обеспечивать выполнение утвержденных административных регламентов предоставления государственных услуг по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства и разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию до введения электронной формы предоставления государственных услуг.

7. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области рассмотреть возможность формирования группы консультантов, специализирующихся на процедурах технологического присоединения (подключения) к сетям инженерно-технического обеспечения, для оказания услуг консультационного характера заявителям по  сопровождению договоров по присоединению (подключению).

8. Комитету Самарской Губернской Думы по промышленности, предпринимательству и торговле и комитету Самарской Губернской Думы по строительству:

  • подготовить проект обращения к врио первого вице-губернатора — председателя Правительства Самарской области А.П.Нефёдову с предложением о пересмотре функций государственного бюджетного учреждения «Региональное агентство по сбережению и повышению энергетической эффективности (РАЭПЭ)» в части их дополнения функциейпо обеспечению технологического присоединения (подключения) к сетям инженерно-технического обеспечения в режиме «единого окна»;
  • осуществлять контроль за ходом реализации мероприятий, направленных на оптимизацию работы в части технологического присоединения (подключения) к сетям инженерно-технического обеспечения и выдачи разрешительной документации в сфере строительства.

Рекомендации утверждены решением Совета Думы от 21 ноября 2017 года № 221 (*.pdf, 75 Кб)

24 октября 2017 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться