Право законодательной инициативы

В соответствии с Законом Самарской области "О разработке, внесении и принятии Законов Самарской области"от 12 октября 2000 года № 38-ГД  право законодательной инициативы в  принадлежит: 

  • депутатам Думы,
  • депутатским группам и фракциям,
  • <постоянным комитетам и комиссиям Думы,
  • Совету Думы,
  • Губернатору Самарской области,
  • Правительству Самарской области,
  • членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Самарской области,
  • главам муниципальных образований,
  • представительным органам местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области,
  • региональным общественным объединениям,
  • зарегистрированным в установленном законом порядке на территории Самарской области,
  • общественному молодежному парламенту при Самарской Губернской Думе.
  • Самарскому областному суду,
  • Арбитражному суду Самарской области,
  • прокурору Самарской области,
  • Избирательной комиссии Самарской области,
  • Счетной палате Самарской области,
  • Уполномоченному по правам человека в Самарской области,
  • общественной палате Самарской области по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Думу:

а) проекта;

б) поправок к проекту.

При внесении проекта в Думу субъектом права законодательной инициативы вместе с текстом проекта должны быть представлены:

а) пояснительная записка;

б) справка о состоянии федерального и областного законодательства в данной сфере правового регулирования;

в) перечень нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения которых потребует принятие данного нормативного правового акта;

г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта, реализация которого потребует материальных затрат);

д) перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного проекта, если реализация проекта требует принятия нормативных правовых актов;

е) заключение Губернатора Самарской области в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

ж) проект постановления Думы о принятии проекта;

з) решение с указанием официального представителя субъекта права законодательной инициативы (в случае внесения проекта субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом);

и) решение с указанием официального представителя регионального общественного объединения (в случае внесения проекта субъектом права законодательной инициативы - региональным общественным объединением, зарегистрированным в установленном законом порядке на территории Самарской области);

к) иные документы в случаях, предусмотренных законами Самарской области.

Предварительное обсуждение проекта, внесенного в Думу

1. С момента официального внесения проекта в Думу до его рассмотрения на заседании Думы может быть проведено предварительное обсуждение проекта в форме:

а) его вынесения на открытое обсуждение через средства массовой информации;

б) думских слушаний;

в) рассмотрения на заседаниях рабочих групп, постоянных комитетов Думы.

Подготовка проекта к рассмотрению на заседании Думы

Председатель Думы направляет поступивший проект и материалы к нему в постоянный комитет Думы в соответствии с вопросами его компетенции, который назначается ответственным по проекту. Осуществляется правовая и лингвистическая экспертиза проекта, а также проверка представленных субъектом права законодательной инициативы перечней актов областного законодательства, которые подлежат отмене, изменению или дополнению в связи с принятием конкретного закона Самарской области.

Доработанный проект  рассматриваются на заседании ответственного комитета в срок, не превышающий три месяца со дня их поступления в ответственный комитет. При этом рассмотрении ответственный комитет принимает одно из следующих решений:

а) рекомендовать Думе принять проект в первом чтении;

б) рекомендовать Думе принять проект в порядке, предусмотренном статьей 23.1 настоящего Закона;

в) рекомендовать Думе отклонить проект;

г) приостановить рассмотрение проекта.

Порядок рассмотрения и принятия Думой законов Самарской области

Проект закона Самарской области рассматривается Думой не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона Самарской области, а также о принятии закона Самарской области оформляется постановлением Думы

Первое чтение проекта

При рассмотрении Думой проекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции проекта, определяется соответствие его федеральному и областному законодательству.

Рассмотрение проекта начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект, или его официального представителя и содоклада представителя ответственного комитета Думы.

По результатам рассмотрения проекта в первом чтении Дума принимает одно из следующих решений:

а) принять проект в первом чтении;

б) отклонить проект.

В случае принятия проекта в первом чтении Дума устанавливает сроки подачи поправок к проекту и внесения его на второе чтение.

Поправки к проекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет, который изучают и обобщают их с приглашением их авторов и субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект. Вместе с проектом, подготовленным ко второму чтению ответственным комитетом представляется таблица поправок, рекомендованных для внесения в текст проекта, и таблица поправок, рекомендуемых к отклонению. 

Председатель Думы принимает решение о включении проекта в проект повестки дня для рассмотрения его во втором чтении и направляет проект вместе с таблицами поправок депутатам Думы и субъекту права законодательной инициативы, внесшему данный проект, не позднее чем за 5 дней до рассмотрения проекта Думой.

 Второе чтение проекта

При втором чтении проекта в Думе с докладом выступает субъект права законодательной инициативы, с содокладом выступает представитель ответственного комитета, который сообщает об итогах рассмотрения проекта, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.

Если при рассмотрении поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст проекта, возражений не имеется, то председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии таблицы поправок в целом.

Если имеются возражения против внесения в текст проекта каких-либо поправок, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, против которых не имеется возражений, а затем ставит на голосование отдельно каждую поправку, по которой имеются возражения.

Если имеются возражения против отклонения той или иной поправки, то сначала на голосование ставится вопрос об отклонении поправок, против отклонения которых не имеется возражений, а затем председательствующий ставит на голосование отдельно каждую поправку, по которой имеются возражения.

 По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии проекта в целом.

Если по итогам голосования предложение о принятии проекта в целом не набрало необходимого числа голосов, проект возвращается на доработку в ответственный комитет.

Если при повторном рассмотрении во втором чтении проект, доработанный ответственным комитетом, также не наберет необходимого для принятия числа голосов, то такой проект считается отклоненным. 

Обнародование закона Самарской области

Закон Самарской области, принятый Думой, в течение 5 дней направляется  Губернатору Самарской области для его обнародования.

Губернатор Самарской области в течение 14 дней с момента поступления закона Самарской области обнародует либо отклоняет его.

В письменном обосновании отклонения закона Губернатором Самарской области предлагается изменение отдельных его разделов, глав, статей, их частей и пунктов либо мотивированно сообщается о нецелесообразности или незаконности (неправомерности) принятия закона.

Закон Самарской области "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области"от 10.05.1995 г. № 3-ГД.

Рассмотрение закона, отклоненного Губернатором Самарской области

Закон Самарской области, отклоненный Губернатором Самарской области и возвращенный для повторного рассмотрения в Самарскую Губернскую Думу направляются председателем Думы в ответственный комитет, который рассматривает возражения Губернатора Самарской области, дает по ним заключение и вносит на рассмотрение Думы свои предложения по преодолению возникших разногласий.

 По итогам рассмотрения ответственный комитет может рекомендовать Думе:

а) одобрить закон Самарской области в ранее принятой редакции;

б) согласиться со всеми или отдельными изменениями, предложенными Губернатором Самарской области;

в) согласиться с предложением Губернатора Самарской области о нецелесообразности или незаконности (неправомерности) принятия данного закона Самарской области.

По получении заключения ответственного комитета председатель Думы включает вопрос о повторном рассмотрении отклоненного Губернатором Самарской области закона в проект повестки ближайшего заседания Думы.

Повторное рассмотрение закона начинается с доклада Губернатора Самарской области или его официального представителя, затем излагается заключение ответственного комитета.

Предложение Губернатора Самарской области о нецелесообразности или незаконности (неправомерности) принятия отклоненного им закона может быть поставлено на голосование. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы.

Если Дума принимает решение о проведении обсуждения, то в обсуждении участвуют только депутаты Думы. Заключительное слово предоставляется Губернатору Самарской области либо его официальному представителю.

Если при повторном рассмотрении закон принят в прежней редакции не менее чем двумя третями от установленного числа избранных депутатов Думы, он подлежит обнародованию Губернатором Самарской области в течение 14 дней.

Если при повторном рассмотрении закона Дума большинством голосов  примет все поправки, предложенные Губернатором Самарской области, или примет часть поправок, а все остальные отклонит двумя третями голосов от установленного числа депутатов Думы, закон с внесенными изменениями в семидневный срок направляется Губернатору Самарской области для обнародования.

Если при повторном рассмотрении закона не принято ни одно из вышеназванных решений закон считается непринятым.

30 июня 2012 г. 
Дата изменения: 11 декабря 2013 г.
16 декабря 2013 г.
Дата изменения: 30 октября 2015 г.

Вернуться